• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Концепция создания и использования Фонда образовательных инноваций ГУ-ВШЭ

 

Данный документ определяет необходимость создания Фонда образовательных инноваций (далее – Фонд), цели и задачи его формирования, элементы преемственности в его работе, общие организационные условия использования средств Фонда.

Необходимость создания Фонда

За период с 2004 г. с момента создания Научного фонда в ГУ-ВШЭ создана развитая система инструментов для стимулирования научно-исследовательской деятельности преподавателей. Она включает академические надбавки двух уровней, индивидуальные исследовательские гранты, коллективные исследовательские гранты (конкурсы «Учитель – ученики», «Центр – филиалы»), создано 13 научно-учебных лабораторий, действует Центр фундаментальных исследований. Ежегодно на поддержку этой деятельности Университетом расходуются десятки миллионов руб.

В то же время основная, образовательная деятельность Университета остается во многом вне системы специальных стимулов и поощрений за достижения именно в преподавательской деятельности и успехи в научном руководстве студентами и аспирантами. Такая система только начинает складываться. Она включает ежегодную номинацию «Лучший преподаватель ГУ-ВШЭ» в рамках конкурса «Золотая Вышка», награждение лучших научных руководителей студенческих работ по итогам ежегодного конкурса НИРС, материальное поощрение научных руководителей защитившихся аспирантов. На выделение лучших преподавателей нацелено формирование кадрового резерва (группы высокого профессионального потенциала), но здесь выдвижение во многом также основано на научных достижениях (категория «Будущие профессора»), а при выделении стартовых грантов – на возрастных критериях (категория «Новые преподаватели»).

В любом случае, существующие меры по стимулированию достижений в собственно образовательной деятельности трудно считать достаточными. А некоторые массовые категории преподавателей вообще остаются вне подобных мер (например, преподаватели иностранных языков и преподаватели других общеуниверситетских кафедр). Мы полагаем, что достижения и инновации в преподавательской деятельности нуждаются в соответствующих селективных инструментах.

Развитие механизмов, созданных в ходе ИОП

Серьезный сдвиг в данном отношении произошел в связи с реализацией в 2006-2007 гг. Инновационной образовательной программы (ИОП). Были объявлены внутренние конкурсы, в том числе для отбора заявок по разработке инновационных учебно-методических материалов – магистерских программ, учебных пособий, учебно-методических комплексов (УМК), программ учебных дисциплин, кейсов, инновационных методик. Конкурсы выявили весьма высокую активность профессорско-преподавательского состава. Всего только на конкурс учебно-методических материалов было подано более 500 заявок. По итогам экспертизы были одобрены к распространению 60 учебно-методических комплексов, около 200 программ учебных курсов и учебных пособий, интерактивных учебных материалов и интернет-программ, кейсов и инновационных методик, часть из них на английском языке.  Поддержана разработка 11 новых магистерских программ.

Важно и то, что в ходе реализации ИОП был разработана и апробирована система конкурсов по инновационным учебно-методическим разработкам с механизмами внутренней и внешней экспертизы.

В 2008 г. Инновационная образовательная программа ГУ-ВШЭ завершилась. Однако, Университет заявил о необходимости поддержания разработанных механизмов по окончании ИОП и о создании для этих целей специального Фонда образовательных инноваций. В конкурсной заявке ГУ-ВШЭ, которая была утверждена как приложение к Государственному контракту, изложено следующее:

«Единовременные вложения в человеческий капитал и образовательную инфраструктуру позволят ГУ-ВШЭ перейти в режим постоянного производства инноваций, поддерживаемый профессиональными и материальными ресурсами самого Университета. Используя апробированную модель Научного фонда, в течение 2006-2007 гг. в ГУ-ВШЭ будет создан Фонд образовательных инноваций, призванный поддерживать на конкурсной основе процесс создания новых образовательных продуктов. С 2008 г., после завершения инновационной образовательной программы, этот Фонд, сформированный из средств ГУ-ВШЭ, возьмет на себя функции стимулирования инновационных процессов, запущенных данной программой, и обеспечит устойчивость развития вуза как одного из ведущих исследовательских университетов России. Такой Фонд станет одним из действенных инструментов, обеспечивающих устойчивость тех направлений инновационного развития, которые получат поддержку в рамках настоящей программы…».

Таким образом, создание Фонда образовательных инноваций является элементом стратегического плана развития и выполнением обязательств Университета в части стимулирования инновационной образовательной активности. 

Цели и задачи Фонда

Основная цель создания Фонда образовательных инноваций заключается в стимулировании процессов улучшения качества образовательных программ,  выявлении и поощрении лучших преподавательских кадров, привлечении к преподаванию лучших студентов и аспирантов, поддержке инновационных образовательных разработок и распространении лучших учебных практик.

Основные задачи использования ФОИ включают:

  1. Формирование конкурсных механизмов стимулирования внутриуниверситетской образовательной деятельности;
  2. Выявление и поощрение лучших преподавателей  и научных руководителей студентов и аспирантов Университета, авторов лучших учебников и учебных пособий;
  3. Привлечение и поддержка лучших молодых преподавателей и будущих преподавателей из числа студентов и аспирантов;
  4. Привлечение преподавателей со степенью PhD ведущих западных университетов и поддержка постдокторских программ;
  5. Поддержка и распространение лучших образовательных практик;
  6. Разработка и распространение образовательных инноваций.

Основные направления деятельности Фонда Деятельность

Фонда концентрируется на двух основных направлениях:

  • выявление и стимулирование преподавателей года и лучших образовательных практик,
  • разработка и распространение образовательных инноваций.

Под «преподавателями года» понимаются преподаватели, победившие в конкурсе данного факультета/отделения или университета в целом в данном году.

Под «лучшими практиками» понимаются преподавательские приемы и способы организации учебного процесса, которые целесообразно развивать и распространять в университете.

Под «образовательными инновациями» понимаются учебно-методические разработки и способы организации учебного процесса, которые ранее отсутствовали в университете.

Поощрение преподавателей года и лучших образовательных практик, как правило, осуществляется по итогам совершенной работы. Стимулирование образовательных инноваций, как правило, связано с поддержкой планируемой деятельности.

Механизмы использования средств Фонда

Средства Фонда используются на программной основе с объявлением конкурсов по направлениям, которые наиболее необходимы для реализации стратегических задач развития ГУ-ВШЭ.

Выявление и стимулирование лучших преподавателей  и научных руководителей Университета предполагает проведение ряда конкурсов по определению преподавателей года на каждом факультете, в том числе, лучших молодых преподавателей; лучших научных руководителей студентов и аспирантов; лучших преподавателей по отдельным категориям. Заявки на участие в этих конкурсах подаются через процедуру номинирования.

Разработка и распространение образовательных инноваций предполагает проведение конкурсов для выявления лучших учебно-методических разработок и лучших практик учебной работы с целью поощрения авторов и распространения данного опыта в Университете. Заявки на разработку инновационных образовательных продуктов подаются авторами на инициативной основе.

Управление средствами ФОИ осуществляется, по аналогии с Научным фондом, Советом Фонда образовательных инноваций с участием руководства Университета и его ведущих профессоров. Привлекаются кадровые и учебные комиссии Ученого совета ГУ-ВШЭ и Ученых советов факультетов, группы внутренних и внешних экспертов. Деятельность Совета регулируется Положением о Фонде образовательных инноваций.

Условия конкурсов с использованием средств ФОИ оформляются специальными положениями, которые утверждаются Советом ФОИ.

Проведение первых конкурсов с использованием средств ФОИ осуществляется с осени 2008 г.

Источники формирования средств Фонда

Средства Фонда формируются за счет внебюджетных средств ГУ-ВШЭ, добровольных взносов и пожертвований юридических и физических лиц, а также средств иных источников, предусмотренных уставом ГУ-ВШЭ.

В финансовом плане ГУ-ВШЭ 2008 г. заложены соответствующие средства в приоритетных направлениях развития. Они могут быть использованы для проведения первых конкурсов по выявлению преподавателей года. С 2009 г. предполагается также включение в финансовый план ГУ-ВШЭ средств на финансирование образовательных инноваций.

Конкурсные программы могут распространяться на филиалы ГУ-ВШЭ с соответствующим софинансированием из средств филиалов. 


 

Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!