• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Новости

Итоги работы секции "Институциональная поддержка преподавания", организованной проектом Teach for HSE на всероссийской конференции "Кадровая политика университетов"

В рамках  IV-й  Всероссийской конференции «Кадровая политика университетов. Практики управления вовлеченностью» (12 – 13 ноября 2020) проект «Teach for HSE/ Преподаем в Вышке» организовал секцию об институциональной поддержке преподавания, в которой приняли участие представители крупных российских ВУЗов в географическом диапазоне от Владивостока до Калининграда. Ведущими секции выступили Оксана Эдуардовна Черненко – директор по образовательным инновациям НИУ «Высшая школа экономики» экономики и Алия Шамилевна Багаутдинова – начальник Департамента образовательной деятельности Университета ИТМО (г. Санкт-Петербург).

В фокусе внимания участников конференции оказалась актуальная тема поддержки преподавания в условиях вынужденного перевода учебного процесса в дистанционный формат. Преподаватели, многие из которых впервые «вошли» в онлайн-класс, сейчас как никогда нуждаются в содействии и помощи университетской администрации. И эта помощь необходима не столько в части обеспечения техническими средствами коммуникации со студентами, но и в области разработки новых подходов к преподаванию в электронной среде.  Как университеты реагируют на этот запрос? Что уже было предпринято? Какие траектории дальнейшего развития в этом направлении можно прогнозировать? Эти и другие вопросы обсудили спикеры и гости конференции в ходе работы секции.           

Анна Юрьевна Тышецкая, проректор по образовательной деятельности Балтийского федерального университета имени Иммануила Канта, советник ректора Дальневосточного федерального университета выступила с докладом «Новая академическая культура в цифровой среде: кейсы Дальневосточного федерального университета (г. Владивосток) и Балтийского федерального университета им. Иммануила Канта (г. Калининград)», в котором сравнила опыт двух университетов, находившихся на разном уровне «цифровой подготовки» перед началом пандемии. Анна Юрьевна поделилась идеей создания цифровой копии учебного процесса с единой «точкой входа», позволяющей контролировать и отслеживать все события и действия, а также обеспечить удобный доступ к виртуальным классам и преподавателям, и студентам. Именно такая модель и была успешно реализована в Дальневосточном федеральном университете. В то же время, в случае с Балтийским федеральным университетом, существенно уступающим ДФУ по степени цифровизации, оптимальным оказался более гибкий подход, предлагающий преподавателям использовать различные электронные ресурсы и инструменты по их собственному выбору. И в данном случае это оказалось более продуктивным, позволив снять лишнее напряжение и повысить комфорт преподавателя. В ходе доклада спикер привела интересные аналитические данные, собранные в ходе опросов и анкетирования преподавателей. С ними можно ознакомиться в презентации.

            Алия Шамилевна Багаутдинова, начальник Департамента образовательной деятельности Университета ИТМО (г. Санкт-Петербург) представила доклад «Когда дистант в плюс: развитие педагогической команды университета», в котором отметила, как ни парадоксально это прозвучит в сегодняшних условиях, позитивную сторону сложившийся  ситуации в сфере образования и в мире в целом. Переход в дистанционный формат работы стал  мощным толчком к развитию цифровых компетенций преподавателей. На примере Университета ИТМО Алия Шамилевна продемонстрировала, как изначально стихийный процесс освоения новых онлайн-инструментов и платформ был трансформирован в регулярную методическую поддержку преподавания в цифровой среде. Помимо этого, спикер представила широкий спектр направлений по профессиональному развитию преподавателей, научных сотрудников и аспирантов, существовавший в ИТМО еще до пандемии и нацеленный на систематическое развитие команды всего университета. Узнать подробнее можно в презентации А.Ш. Багаутдиновой.

            Продолжением темы о форматах институциональной поддержки преподавания, функционировавших еще до периода тотального «дистанта», стал доклад Ксении Романовны Романенко, преподавателя Института образования, аналитика лаборатории «Развитие университетов», соруководителя магистерской программы «Доказательное развитие образования» НИУ «Высшая школа экономики» «Преподавание в студенческих экспедициях: необходимая междисциплинарность и новые роли». В нем спикер подчеркнула важность реализуемого в НИУ ВШЭ проекта «Открываем Россию заново», который поддерживает проведение студенческих исследовательских экспедиций по всей России и в то же время позволяет преподавателю осваивать новые роли, применять в своей практике междисциплинарные подходы, пробовать различные обучающие форматы, достигая тем самым качественно нового уровня своего профессионального и личностного развития. Более того, опыт преподавания и обучения в условиях экспедиции повлиял и на переход в онлайн – более подробно об этом в презенентации.

Выступление Оксаны Эдуардовны Черненко, директора по образовательным инновациям НИУ «Высшая школа экономики», с докладом «Проект «Teach for HSE/ Преподаем в Вышке» как инструмент институциональной поддержки преподавателей: опыт НИУ ВШЭ»было посвящено проекту, который реализуется в университете уже около 4-х лет и занимает совершенно особое место в развитой системе поддержки преподавания в Вышей школе экономики. Уникальность его заключается в задаче выстроить прочные горизонтальные связи внутри профессионального сообщества преподавателей. Участвуя в организуемых проектом курсах повышения квалификации, дискуссионных площадках и мастер-классах, коллеги обсуждают самые насущные вопросы преподавания, делятся своими излюбленными педагогическими подходами, а также формулируют наиболее острые вызовы, с которыми сталкиваются в преподавании. Закономерно, что с началом пандемии круг обсуждаемых тем сконцентрировался вокруг инструментов и методик работы в онлайн-среде: «Как сделать процесс преподавания онлайн максимально комфортным и продуктивным?»  «Инструменты оценивания онлайн» и др.  Используемый в концепции проекта «Teach for HSE» подход, основанный на взаимном обучении, поддержке и тесном горизонтальном взаимодействии преподавателей, оказался весьма плодотворным и перспективным. Одним из его форматов является peer-review – посещение преподавателями занятий своих коллег и предоставление по итогам содержательного фидбэка. И хотя зачастую практика взаимного оценивания сопряжена с выходом из зоны комфорта, она, несомненно, способствует непрерывному повышению и удержанию качества преподавания, а также внедрению в учебный процесс современных технологий    teaching and learning.

Денис Николаевич Ахапкин, доцент кафедры междисциплинарных исследований в области языков и литературы Санкт-Петербургского государственного университета, представил доклад «Преподаватель как студент: об опыте семинаров повышения квалификации в формате “Пишем, чтобы учиться”». Спикер познакомил участников конференции с авторской методикой по развитию профессиональных навыков преподавателей через применение различных практик письма и особых стратегий использования письменных заданий. Как отметил Денис Николаевич, современные процессы цифровизации, когда мы все реже используем традиционные ручку и бумагу, нисколько не отменяют необходимости осознанно пользоваться языком, точно формулировать свои мысли, идеи и вопросы. Наоборот, именно сейчас эта потребность ощущается еще более остро. Современные онлайн-ресурсы позволяют воссоздать опыт таких интерактивных семинаров даже при переходе в виртуальное пространство.

Работу секции завершило выступление Валерии Альбертовны Устиновой, профессора практики Высшей школы бизнеса НИУ «Высшая школа экономики» с докладом на тему «Университет +  театр: скрытые ресурсы взаимодействия». Валерия Альбертовна подчеркнула, что спектр форматов взаимодействия театральных институций и университетов  не ограничивается тренингами по технике речи или искусству публичных выступлений для преподавателей, а простирается шире – в область социальных, культурных проектов и других совместных практик. Подробнее – в презентации.

В перерывах между докладами участникам конференции было предложено пройти несколько экспресс-опросов, результаты которых иногда были весьма неожиданными. Так, отвечая на вопрос «Больше плюсов или минусов мы получили от дистанта?» мнения разделились практическим поровну. Это может означать лишь одно: несмотря на физическую усталость от работы в онлайн, на технические сложности и другие вызовы дистанта, преподаватели совершили качественный прорыв в развитии навыков работы в цифровой среде, оценив широкие возможности разнообразных онлайн-инструментов и платформ для обучения. Эти новые навыки, несомненно, будут использованы ими в дальнейшем и после того, как учебный процесс вернется в аудитории, но уже в «оцифрованном» формате.

Презентация А.Ю. Тышецкой 

Презентация А.Ш. Багаутдиновой 

Презентация К.Р. Романенко 

Презентация О.Э. Черненко 

Презентация Д.Н. Ахапкина 

Презентация В.А. Устиновой