• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Корсаков: море, порт («морские ворота Сахалина»), смотровые площадки, японские заброшки, ожидание перемен

Порт; второй после Южно-Сахалинска город; реально город – периферийная часть Южно-Сахалинской агломерации; как Холмск, но без ощущения депрессии; люди меньше хотят уехать и больше улыбаются
[из дневниковых записей итоговой рефлексии]

  • Корсаков – второй по численности после Южно-Сахалинска город Сахалинской области, население которого насчитывает 34 тыс. чел. (на 1 января 2020 г.), в Корсаковском городском округе проживает 41 тыс. чел. Город находится в южной части острова, имеет выход к заливу Анива. Пост Муравьевский (затем – Корсаковский, еще позже Оодомари) – второй после Ильинского поста, основанный на Сахалине населенный пункт, в связи с чем это место имеет и японскую, и российскую историю. От Корсакова до Южно-Сахалинска всего 40 км по автотрассе.

Про население:

  • Согласно статистике, в последнее время население Корсакова растет: график демонстрирует, что период убыли населения с 2009 по 2014 год сменился умеренным ростом в течение последних шести лет. Однако в целом и население Корсаковского городского округа, и города Корсаков уже более 20 лет имеет отрицательную динамику численности. С периода наивысшей численности населения Корсакова (в 1989 г. проживало 45,1 тыс. чел.) до 2020 г. город лишился четверти своего населения. Главная причина – «западный дрейф» (который мы на Сахалине и изучали) – общероссийский переток населения с востока страны в западную часть, который проявляется здесь уже довольно давно.

Рисунок 1. Численность населения Корсаковского городского округа, чел.

  • Миграционные параметры округа неустойчивы: нетто-убыль в 2010-е гг. составляла 0,2 -0,4 тыс. чел. в год, в 2015-2019 гг. наблюдался примерно такой же по размеру нетто-прирост. Возможно, дело в специфике учета миграции в России, методика которого изменилась в 2011 г.
  • Все последние годы в округе наблюдается небольшая естественная убыль населения.
  • Национальный состав населения Корсакова представлен преимущественно русскими (81,7%), также немало корейцев (4,6%) и украинцев (3%).

Рисунок 2. Национальный состав населения Корсаковского городского округа (по данным ВПН-2010), %

  • Как и в других городах региона, одной из наиболее миграционно активных групп населения является молодежь, закончившая школу:

  • Однако, весьма распространенной тенденцией является учеба в Южно-Сахалинске, который рядом и в него можно ездить ежедневно. После окончания 9 классов продолжают обучение в школах 50-60% школьников, остальные едут учиться в колледжи Южно-Сахалинска, реже в мореходное училище Невельска (своя мореходка закрыта), Холмска. Основной миграционный поток, не только внутрирегиональный, но и межрегиональный – после 11 класса. Уезжает и население других возрастов.

  • Территориальная близость между Корсаковым и Южно-Сахалинском обуславливает распространенность маятниковой миграции, эксперты оценивают ее масштабы в 3-5 тыс. человек, что составляет 20-30% численности трудоспособных жителей города Корсакова.

  • В маятниковых передвижениях участвуют не только ради работы, но и для учебы: в самом Корсакове в настоящее время нет работающих учреждений СПО и ВПО, ранее существовавшие Мореходная школа, училище по подготовке киномехаников, закрыты.

Про экономику:

  • Экономика Корсакова базируется на Корсаковском морском торговом порту, заводе сжиженного природного газа (начал работать в 2009 г. в рамках проекта «Сахалин-2», нескольких рыбоперерабатывающих предприятиях и торговле. Корсаковский морской порт относится к незамерзающим, благодаря включению в 2016 г. в состав «Свободного порта Владивосток» имеет налоговые и таможенные льготы, занимается перевалкой всех видов грузов, но в первую очередь обслуживает нефтяные проекты Сахалина. Сейчас Корсаковский порт «прочный лидер по сравнению с Холмским» (из экспертного интервью, г. Корсаков).
  • Несмотря на это, бюджет города дотационный. Ощутимо хуже, чем раньше, состояние рыбопереработки. Вакантные рабочие места в основном в здравоохранении и образовании. Северные надбавки (Корсаков относится к территориям, приравненным к Крайнему Северу) помогают в этом плане незначительно.

Про городскую среду:

  • Безусловно, миграционные потоки невозможно (и не нужно) брать под полный контроль, но в силах властей – сделать город более привлекательным для жизни в нем. Огромный плюс всех посещенных нами на Сахалине городов – уникальная «буйная» природа, которую пока что получается сохранять; однако другие элементы среды явно и очевидно нуждаются в облагораживании, реконструкции, улучшении.

  • В Корсакове большой и красивый парк-лес, холмистый городской рельеф. Здесь большие проблемы с жильем, значительна доля ветхого и аварийного жилья (особенно остро эта проблема стоит в населенных пунктах около Корсакова, входящих в Корсаковский городский округ). При этом в последние годы есть ввод нового жилья, примерно половину которого составляет многоквартирный фонд (например, в 2020 г. введено 19 тыс. кв м жилья введено), значительные проблемы с водоснабжением, во многих домах даже 1970-х гг. построки в многоквартирных домах стоят печи и поэтому повсеместно во дворах можно видеть сараи для хранения дров. О проблемах городского устройства Корсакова писал в 2015 году известный блогер-урбанист Илья Варламов: «Что они делают с этими деньгами?». В пригородах города повсеместно возвышаются «скелеты» полуразрушенных и закрытых, иногда еще японского происхождения, зданий бывших предприятий. И однако близость к Южно-Сахалинску, природа, море делают свое дело: однокомнатная квартира на вторичном рынке Корсакове стоит 3,7-3,9 млн рублей.
  • Одним из новых городских проектов, находящихся в разработке, является «Экополис», который должен стать макрорайоном с проектной численностью в 25 тыс. чел. (практически «город в городе, при этом отдельный» (из экспертного интервью, г. Корсаков), реализация которого планируется к 2030 году. «Экополис» призван помочь разрешить сразу две проблемы: нехватки жилья и мест для проведения досуга: «Центрами жизни для нового Корсакова станут образовательный квартал и логистический кластер, где будут размещены компании-инвесторы, задействованные в крупных проектах в порту и рядом с ним». В планах властей округа, кроме нового макрорайона, развитие Корсаковского порта. На встрече в администрации Корсакова была также озвучена идея о создании агломерации с Южно-Сахалинском:

Краткое резюме:

  • Город очень своеобразен, он живой, «активно-торговый». Природные зеленые красоты холмов сочетаются с морем, остатками японских строений, остовами бывших предприятий, яркими всполохами Корсаковского СПГ, кораблями разного срока службы и вида. Повсеместны сожаления о былом величии рыбной отрасли.
  • В миграционном смысле в Корсакове повсеместно ощущается его близость к Южно-Сахалинску, в который ездят буквально все и по самым разным поводам. Миграционный оборот городу создают семьи военнослужащих. Однако, служба в армии по контракту местными жителями не рассматривается как значимый «социальный канал и лифт». Молодежь, как и везде, склонна к отъезду. И, как и везде, возвращаются крайне редко. Программа «дальневосточного гектара» используется в основном сахалинцами, для самых разных нужд (чтобы другие не заняли под что-то неэкологичное (см. Холмск), для дач, для легализации гаражей и пр.), но почти нет переехавших сюда по этой программе из дальних мест.

 

Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.