• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Балашов: город с претензиями на статус центра Балашовской области/театральный центр Прихопёрья/возрождение военного училища/расцвет «Биотеха»

Из итоговой рефлексии участников экспедиции: «Есть все для жизни, кроме работы: кафе, такси, транспорт, магазины и крупные тоже; Город, мечтающий вернуть сюда военных; Типичный советский 100-тысячник [хотя им он никогда не был]со сдувшимися монструозными предприятиями и осколками уездной истории; Относительно красивый город с плохими дорогами»

  • Балашов – город на самом западе Саратовской области, он расположен на пересечении железнодорожных линий Тамбов — Петров Вал и Поворино — Пенза, у трассы Р-22 (Воронеж – Саратов). Расстояние до Саратова по автодороге – 210 км, до Воронежа – 310 км, до Тамбова – 230 км, Волгограда – 440 км. До похожего на Балашов по размерам города Борисоглебска – 90 км; рядом с Балашовом расположены одноимённый военный аэродром и военный городок Восход (бывший узел связи КГБ).

  • Балашов основан в XVII веке. По основной версии, так он назван по имени одного из первых поселенцев, беглого крестьянина Балаша (Балашова). В 1780 г. село было преобразовано в уездный город Саратовской губернии (наместничества), тогда же Балашов получил свои герб и регулярный план застройки. В XIX в. – пристань на Хопре, жители занимаются сплавом хлеба и леса в половодье. В 1891 и 1894 гг. были открыты две железнодорожные ветки: Рязано-Уральская (Тамбов – Камышин) и Юго-Восточной железной дороги (Харьков – Пенза).
  • Ещё до революции в городе имелись паровые мельницы, электростанция, чугунолитейный, маслобойные и кожевенные заводы, предприятия железной дороги. В 1930-е здесь открылись новые предприятия (комбикормовый, металлозавод, хлебозавод), авиационная школа и пединститут.
  • Бурное развитие города приводит к тому, что в 1954 году с центром в Балашове за счёт кусков территорий Саратовской, Воронежской, Сталинградской и Тамбовской областей появилась новая – Балашовская – область. Однако уже в 1957 г. ее снова упраздняют. В 1958 г. запускаются важные для города слюдяной комбинат и комбинат плащевых тканей, оба пережили 1990-е и работают до сих пор, хотя и со значительным сокращением производства.

Рисунок 1. Границы Балашовской области в 1954-1957 гг.

Рисунок 1. Границы Балашовской области в 1954-1957 гг.

  • Ныне Балашов – 4-й по численности населения город Саратовской области, благодаря своему географическому положению тяготеющий, однако, не только и не столько к Саратову, сколько к Воронежу. Балашов – центр Балашовского муниципального района, единственное в районе городское поселение.

Про население:

На 1 января 2021 г. численность населения города составила 75,0 тыс. человек. В целом у Балашова с 2009-х годов наблюдается убыль населения, вызванная в первую очередь естественными причинами (смертность превышает рождаемость), миграционная динамика здесь положительна: люди едут сюда из сельской местности и малых городов на учебу и на заработки. За 2009-2019 гг. население Балашова сократилось на 18%.

Рисунок 2. Численность населения Балашова, 2009-2021 гг., чел.

Рисунок 2. Численность населения Балашова, 2009-2021 гг., чел.

  • В половозрастном составе преобладает население трудоспособных возрастов, причем мужчин и женщин примерно одинаковое количество. Женщины начинают преобладать начиная с 40 лет, что немного отличается от общероссийской закономерности (обычно этот «сдвиг» происходит на 5-10 лет раньше). Также интересен «провал» мужчин в возрастах от 15 до 24 лет – это можно связать с наличием в городе медучилища на 600 мест (однако кроме «женских» направлений [сестринского дела и фармацевтики], там также обучают и на фельдшеров).

.Рисунок 3. Половозрастная структура городского населения Балашовского муниципального района (Балашов и пгт Пинеровка), 2020 

  • Балашов имеет небольшой, но имеет миграционный прирост населения (рис. 3, 4). В немалой степени он обусловлен «собиранием» людей из соседних сельских районов Саратовской области, а также иностранными мигрантами (например, в местном университете учатся граждане Туркменистана). Международная и межрегиональная миграция в 2020 г. «вышли в ноль», что вероятно нужно связать с пандемией – во время локдауна люди трудоспособных возрастов стали менее мобильными. Однако отток в межрегиональной миграции снижался и до 2020 г. «Мы - один из двух районов Саратовской области, в котором положительная миграционная динамика: +400 по итогам прошлого года» (из экспертного интервью, г. Балашов).

Рисунок 4. Нетто-миграция населения Балашова, 2015-2020 гг., чел.

Рисунок 5. Нетто-миграция населения Балашова, по возрастам, 2019 г.

Про образование:

  • В настоящее время в городе работает 9 средних школ, 2 гимназии, 2 вечерних школы и 1 лицей. Среднее образование представлено техникумом механизации сельского хозяйства, кооперативным техникумом, медколледжем (филиал Саратовского областного) и колледжем искусств (также филиал Саратовского областного). Из вузов остался только Балашовский институт СГУ им. Чернышевского (филиал, до 1998 г. он был самостоятельным вузом).

  • Большое значение имело Балашовское летное училище, однако в 2002 г. оно потеряло свой самостоятельный статус и стало факультетом Краснодарского военного авиационного института. Районные власти очень хотят вернуть училищу самостоятельность. «Надо понимать, что[такое] военное училище: за одним курсантом порядка 9-10 обслуживающего персонала, вот в чём специфика. На тысячу курсантов - 10 тысяч рабочих мест, вот в чём разница. Это когда оно полноценное, своё. А в настоящий момент у нас авиабаза. Ну, 1200 у нас где-то, наверное, было курсантов примерно. Сейчас у нас авиабаза и один факультет Краснодарского высшего авиационного института, КВАИ. Факультет, на котором вот эти самые курсанты налётывают практику себе - потому что там их аэродром менее приспособлен, чем наш. Соответственно, и нет уже этой разницы - один к десяти - естественно, там обслуживающих - ну, может быть, один к трём. И то, у нас более тысячи человек задействованы в работе» (из экспертного интервью, г. Балашов).

  • Ситуация в школах значительно различается в зависимости от контингента обучающихся. В одной из посещенных нами школ, из 40 выпускников 9-х классов в 10-й класс переходят примерно 15 человек. Из тех, кто уходит в колледжи - 90% выпускников идут в СПО Балашова. «Если ученик выпускается из 11-го класса, он скорее всего подаст документы в Воронеж. Например, около 30% юношей идут в военное училище» (из экспертного интервью, г. Балашов). Саратов здесь менее популярен. Как и везде в России, выпускники школ нацелены на Москву и Санкт-Петербург. Но «темп жизни в Москве выше, чем в Санкт-Петербурге, поэтому дочь выбрала Питер» (из экспертного интервью, г. Балашов). В Балашовский педагогический институт идут «в основном наименее конкурентоспособные выпускники, но по-разному бывает» (из экспертного интервью, г. Балашов). В другой из посещенных школ с более высоким в городе рейтингом качества образования в 10-й класс идут почти все ученики. После 11-го класса, «из выпуска 21-го года где-то 25% остались здесь, 25% уехали в Воронеж поступили, 25 поступили в Саратов, ну а остальные вот поступили в Москву, да, в Краснодар», а «Саратов все же более популярен, чем Воронеж» (из экспертного интервью, г. Балашов).
  • Повсеместно отмечается значительный поток в военные вузы Воронежа, Краснодара, Рязани («суммарно до 10% выпускников» (из экспертного интервью, г. Балашов)), на это влияют местные традиции, связанные с собственным большим и известным авиаучилищем, рынок труда, в котором «устроиться в Балашове – реально большая проблема. Мощный потребитель наших ребят - полиция» (из экспертного интервью в техникуме, г. Балашов). «Призеры регионального этапа ВОШ у нас есть, чаще всего это физкультура» (из экспертного интервью, г. Балашов).
  • В Балашовском районе в последние годы идет активная реорганизация сети сельских школ. Ее диктуют снижение числа учеников и экономическая неэффективность малокомплектных школ. Однако, «есть в селе школа – есть в селе жизнь» (из экспертного интервью, г. Балашов).

 

Про экономику:

  • Балашов, в отличие от соразмерного с ним Борисоглебска, имеет несколько иную структуру экономики. Роль промышленности в ней несколько меньше, так как значительная часть местных предприятий в постсоветское время была закрыта или сокращена.
  • Промышленность города за последние 30 лет существенно изменилась. Крупнейшее предприятие города - комбинат плащевых тканей, ныне «Балтекс», значительно сократил объёмы производства и численность сотрудников, с 5 тыс. до 380 человек. Тем не менее, в городе появился ряд новых крупных предприятий: например, «МакПром», производящий макаронные изделия под брендом «Шебекинские макароны». Пищевая промышленность представлена также сахарным комбинатом, комбинатом хлебопродуктов. Вблизи городской территории начинается строительство крупного предприятия «Биотех» по производству лизина (используется в основном при производстве кормов для сельскохозяйственных животных).

  • Важную роль в экономике города раньше также играли железнодорожный узел и обслуживание военного лётного училища. Численность занятых на железных дорогах значительно сократилась, в том числе в локомотивном депо.
  •  «У нас есть ряд предприятий переработки, перерабатывающей промышленности. Из крупных – макароны "Щебекинские". Предприятие организовано порядка десяти лет назад. У нас проходил серьёзный процесс модернизации, на начальном этапе в него было вложено - 10 лет назад - около 2,8 млрд рублей инвестиций. Это итальянские инвестиции, итальянский инвестор. У нас работают здесь итальянцы - непосредственно на руководящих инженерных должностях нашего предприятия. И вот в 2019-2020 году также объём инвестиций составил более двух миллиардов на модернизацию этого предприятия. То есть, предприятие не только работает, но и развивается, отвечая на новые вызовы. Модернизация позволила увеличить объём выпускаемой продукции в 2 раза» (из экспертного интервью, г. Балашов).

  • Среднемесячная заработная плата (работников организаций, без субъектов малого предпринимательства) в Балашовском районе в 2020 г. (29,8 тыс. рублей) немного ниже, чем в Борисоглебске и даже Новохоперске. Наиболее высокая зарплата отмечается у работников силовых ведомств. По словам некоторых местных жителей, топ рабочих мест по размеру зарплаты здесь выглядит следующим образом: 1- ФСИН, 2- МВД, 3- Ремонтный завод на железной дороге.
  • Стоимость жилья: однокомнатная квартира (30-35 кв метров) – 1,2 – 2 млн. рублей в («Авито-недвижимость). В самом центре города, на ул. Ленина возводится единственный замеченный в городе многоэтажный ЖК.

Резюме:

  • Балашов – очень «городской» город. Несмотря на плохое состояние асфальта на улицах, сокращение старых производств и, соответственно, мест работы на них, невысокие зарплаты (впрочем, они примерно одинаковы (низки) во всех экспедиционных точках), город производит впечатление «бегущего, хоть немного деятельного, хоть немного на что-то претендующего». Город некомпактен и разбросан. Всё вокруг в рекламе, на всех околоцентральных улицах буйствуют торговые точки всех мастей и вариантов. Для проблемной экономики Саратовской области Балашов по-прежнему важен как промышленный узел. Однако в определенной мере развитие Балашова сдерживается неинтенсивным развитием Саратовской области. Районные власти, кажется, умеют грамотно пользоваться федеральными программами и грантами. Например, в 2017 г. Балашовский драматический театр получил новое здание, а в 2019 г. у города появилась приятная набережная.

Из итоговой рефлексии участников экспедиции:

  • На первый взгляд, Балашов кажется большим и очень интересным городом. Однако на второй день понимаешь, что кроме красивой набережной посмотреть больше нечего. Жители гордятся экологией города и отмечают большое количество зелёных насаждений или природных живописных территорий, включая реку Хопёр. Предприятий в городе очень мало, соответственно, рабочих мест тоже нет, а если и есть, то это либо техником на завод, либо ткачом на производство, либо - продавцом, поваром и др.

  • Недогород, вроде бы все есть, но все время чего-то не хватает. Слишком короткая аллея. Слишком маленькая набережная и река. Абсолютно невозможно определить возраст людей в этом городе.

  • Относительно людный.

  • Город, мечтающий вернуть сюда военных.

  • Город с сильно развитой торговлей, город – базар.

  • Город, откуда большинство хочет переехать в Воронеж.

  • Город с фестивалем «Театральное Прихопёрье» и ужасным асфальтом.

  • Город с сетевыми магазинами, включая масс-маркет одежды и ювелирные украшения.


 

Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.