• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Камбарка – маленький город больших проблем

Камбарка – городское поселение в Камбарском муниципальном районе. Камбарка отделена Камой от остальной части республики. Через Каму проложена система платных автомобильных мостов. Это самый маленький из шести городов Удмуртии. По ряду своих характеристик он ближе к поселку городского типа, чем к городу. Город разделен Камбарским прудом на две части. Рядом с Камбаркой располагается военная часть.

От Камбарки до Ижевска по автотрассе 112 км, до Сарапула – 52 км. Ближе всего до башкирского Нефтекамска – 44 км. Через Камбарку проходит железная дорога Казань-Екатеринбург, курсируют три пары электропоездов Янаул — Ижевск, останавливается один пассажирский поезд (Москва-Барнаул).

Про экономику:

Камбарка с XVIII в. – промышленный город. Современное экономическое положение очень тяжелое. Закрыто подавляющее большинство предприятий, те, которые работают, испытали несколько этапов сокращений рабочих мест.

Исторически «главное» предприятие города - Камбарский машиностроительный завод (КМЗ) - специализировался на производстве путевых машин, тягово-подвижного состава для железных дорог «узкой» колеи, в лучшие годы на нем работало около 2 тыс. человек. Поскольку такие машины сейчас не выпускаются, то предприятие пытается заниматься выпуском к ним запчастей, сервисным обслуживанием и ремонтом, число занятых сократилось в 10 раз. Другие предприятия имеют сейчас каждое тоже не больше 200 занятых: ОАО «Камбарский завод газового оборудования», «Ника-Петротек» (производство химических реагентов).  Рядом с Камбаркой в 2002-2009 гг. работало предприятие по уничтожению химического оружия («База 136»). Ныне оно находится в стадии упразднения (в лучшие времена до 700 рабочих мест). Город имеет постоянные риски ухудшения социально-экономической обстановки. Положение на Каме способствовало развитию портовой деятельности, но и она в 1990-2000-е гг. сильно сжалась, в 2005 г. порт был куплен ПАО «Мечел», испытывает трудности с объемами перевалки. Как инвестиционная промышленная площадка, Камбарка имеет значительное число конкурентов с более выгодным положением и/или стартовыми условиями в соседних регионах.

Основная занятость в городе – в бюджетной сфере, но сокращается и она: закрылись налоговая инспекция, Роспотребнадзор, военкомат, роддом, СЭС, клуб.

Сельское хозяйство в Камбарском районе представлено скудно, «поля теперь в основном не засажены» (эксперт).

В Камбарке самый высокий уровень зарегистрированной безработицы в Республике, пособие по безработице – важная составляющая бюджетов камбарчан, что говорит о многом.

Согласно официальным данным средняя зарплата по Камбарскому району – около 24 тыс. рублей, на КМЗ – 16-18 тыс. рублей, в сфере ЖКХ – 14-16 тыс. Наиболее высокими зарплатами до последнего времени отличалась «База 136» - около 30 тыс. рублей. Высокий уровень невозврата кредитов у населения.

Стоимость недвижимости в городе самая низкая (относительно других экспедиционных населенных пунктов Удмуртии) – однокомнатную квартиру можно купить за 0,4-0,7 млн рублей, участок с домом и баней – за 0,9 млн рублей. Основной жилфонд – одноэтажная частная застройка и 2-3-х этажные дома. Большая часть Камбарского района ныне газифицирована.

Про социальную сферу:

В городе работают 3 школы и колледж. В Камбарском районе – 12 школ. «До последнего держали сеть школ» (эксперт), но в ряде населенных пунктов сохранить их не удалось, действует подвоз детей, в т.ч. из относительно большой деревни Балаки (247 чел. по ВПН-2010) до деревни Михайловка (258 чел. по ВПН-2010) – это 9,5 км в одну сторону, «конечно, теперь всё схлопнется совсем» (эксперт). 

ФАПы с точки зрения их количества не сокращали, но снижали количество коек в них.

Остро ощущается проблема нехватки кадров для работы в социальной сфере: врачей общей практики, учителей, библиотекарей, учителей в музыкальную школу. Для решения этой проблемы в городе действует программа Земский доктор, есть жилье для специалистов, но ощутимого их притока нет, приехало и работает два человека. В этой ситуации важной составляющей местным властям представляется развитие телемедицины.

Общественный транспорт в городе отсутствует. Его роль исполняют частные извозчики – такси, которые забирают с остановки сразу несколько человек и развозят по точкам, разделяя стоимость дороги между собой.

Жители города отмечают очень ограниченное количество мест для досуга: несколько кафе, кинотеатр, музей и три церкви. Здание дома культуры, находящееся на главной площади в городе, полуразрушено и на протяжении 10 лет не используется, администрация планирует его снести, но цена демонтажа непозволительна для городского бюджета.

В 2016 году открылся важный для района транспортный объект – мост через реку Каму, который соединил Камбарский район с остальной частью республики и значительно сократил время и расстояние в пути от республики Башкортостан и Урала до столицы региона Ижевск. Однако, востребованность моста у местных жителей невелика, так как проезд по нему является платным, стоимость проезда в одну сторону для легковой машины составляет 500 рублей.

Если говорить о сильных сторонах города, эксперты выделяют его три составляющие. Во-первых, рекреационный потенциал, живописные природные ландшафты. Во-вторых, логистический потенциал – наличие речного порта, железной и автомобильных дорог. В-третьих, выгодное расположение на границе с другими регионами: Башкортостан, Пермский край. Эти выгоды при ином ракурсе, однако, становятся явными недостатками: до местной живописности из платежеспособных крупных городов тяжело добраться, а положение на границе – это периферийное положение в системе «центр – периферия» и для Удмуртии, и для Башкортостана, и для Пермского края.

Про население и миграцию:

В Камбарке на 01.01.2018 г. проживало 10276 человек, еще 6400 человек проживают в Камбарском районе. Преобладающее население – русские 84,7%, удмурты – 2,9%, татары – 8% (ВПН-2010).

Численность населения Камбарки сокращается на протяжении почти 30 лет. Этому способствует как естественная убыль населения, так и миграционный отток.

Рисунок 1. Численность населения, 2009-2019 гг., на 1 января, человек

Рисунок 2. Коэффициент миграционного и естественного прироста населения Камбарский район, 2011-2018 гг., на 1000 человек

 

В отличие от многих других небольших городов, Камбарка не является местом притяжения мигрантов даже из окружающей сельской местности. И не была таковой и исторически: существующая сеть сельских населенных пунктов расположена относительно близко к Камбарке, и переезд в Камбарку нерационален. Из более отдаленных деревень и при наличии ощутимой преграды в виде Камы в Камбарку тоже не переезжали. Сельское население района миграционно всегда было больше ориентировано на близлежащие более крупные города - Сарапул и Нефтекамск, частично на Чайковский (Пермский край).

Примерно четверть выпускников 9-х классов идут учиться в Камбарский машиностроительный колледж (ныне филиал ИГТУ имени М.В.Калашникова, в нем обучается ныне 163 студента, в т.ч. 19 – заочно, но более охотно – в колледжи соседних городов Удмуртии и Нефтекамска (10-15%).

После 11 класса массово поступают в высшие учебные заведения Республики, Екатеринбург, Москву и Санкт-Петербург, другие города страны. Из-за географической оторванности от Ижевска выраженного потока студентов туда нет, а ранее существовавшее движение в Екатеринбург (благодаря былым производственным связям Камбарки по линии машиностроения) стало менее сильным, хотя и все равно осталось довольно выраженным.

Стратегии отъезда из Камбарки «вслед за детьми» нет, видимо, этому препятствуют крайне низкие цены на недвижимость в городе, это, что принято считать «ловушками бедностями».

По оценкам экспертов из администрации, вахтовой миграции более подвержен район, чем город, объем вахтовой миграции составляет 200 человек, «вот в Нефтекамске всегда вахты много было, у нас не очень и сейчас, очень оседлый образ мысли и образ жизни» (эксперт). Наиболее распространена дальняя вахта в ХМАО, ЯНАО и Коми.

По оценкам экспертов из школы, в городе 30% семей, в которых хотя бы один член семьи ездит на вахту, у 5 % на вахту ездят оба родителя, а дети живут с бабушкой.

В городе организовывали автобусы для того, чтобы возить людей на работу в другие города (Сарапул, Нефтекамск, Чайковский). Администрация поддерживает такие проекты для того, чтобы создавать дополнительные рабочие места для жителей города, однако они не всегда востребованы у населения.

Несмотря на выгодные рельефно-природные характеристики Камбарского района, он не является центром притяжения для дачников.

Камбарка - из посещенных нами в Удмуртии самый депрессивный, уязвимый город с точки зрения социально-экономического положения и оттока населения. Если произойдет дальнейшее, даже небольшое, усугубление ситуации, людям ничего не останется, кроме как уехать. Пока этого не происходит, по-видимому, только благодаря отмеченной одним из экспертов особенности «оседлого менталитета жителей».


 

Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.