Этноязыковой ландшафт Российского Севера
Руководители экспедиции:
Студенты-участники экспедиции:
2019
Аксёнова Анна Александровна | ФГН 1 курс бакалавриата |
Александрова Полина Сергеевна | ФГН 2 курс бакалавриата |
Дёмина Василиса Александровна | ФГН 3 курс бакалавриата |
Мамонова Татьяна Владимировна | ФГН 3 курс бакалавриата |
Маслова Мария Олеговна | ФГН 2 курс бакалавриата |
Олейник Дарья Алексеевна | ФГН 2 курс бакалавриата |
Пинаева Мария Алексеевна | ФГН 2 курс бакалавриата |
Сазонова Виктория Сергеевна | ФГН 2 курс бакалавриата |
Терехина Лилия Владимировна | ФГН 2 курс бакалавриата |
Тиллабаева Алина Азаматовна | ФГН 2 курс бакалавриата |
Тимошина Анастасия Алексеевна | ФГН 3 курс бакалавриата |
Утробина Алёна Дмитриевна | ФГН 2 курс бакалавриата |
Щеглова Екатерина Алексеевна | ФГН 1 курс бакалавриата |
2020
Терехина Лилия Владимировна | факультет гуманитарных наук, школа лингвистики, бакалавриат (3 курс) |
Олейник Дарья Алексеевна | факультет гуманитарных наук, школа лингвистики, бакалавриат (3 курс) |
Мамонова Татьяна Владимировна | факультет гуманитарных наук, школа лингвистики, бакалавриат (4 курс) |
Пинаева Мария Алексеевна | факультет гуманитарных наук, школа лингвистики, бакалавриат (3 курс) |
Петрова Эвелина Олеговна | факультет гуманитарных наук, департамент общей и прикладной филологии, магистратура (2 курс) |
Рыжков Алексей Маркович | факультет гуманитарных наук, школа лингвистики, магистратура (2 курс) |
Смирнова Анастасия Алексеевна | факультет гуманитарных наук, школа лингвистики, бакалавриат (2 курс) |
Честнов Никита Васильевич | факультет гуманитарных наук, школа лингвистики, бакалавриат (4 курс) |
2021
Республика Карелия:
Елагина Анна Александровна | факультет гуманитарных наук, школа лингвистики, бакалавриат (1 курс) |
Заболотская Алина Робертовна | факультет гуманитарных наук, школа лингвистики, бакалавриат (2 курс) |
Козлова Екатерина Руслановна | факультет гуманитарных наук, школа лингвистики, бакалавриат (1 курс) |
Лапина Мария Светлановна | факультет гуманитарных наук, школа лингвистики, бакалавриат (4 курс) |
Леонова Елизавета Евгеньевна | факультет гуманитарных наук, школа лингвистики, бакалавриат (4 курс) |
Морозова Дарья Алексеевна | факультет гуманитарных наук, школа лингвистики, бакалавриат (1 курс) |
Неминова Екатерина Сергеевна | факультет гуманитарных наук, школа лингвистики, бакалавриат (1 курс) |
Олейник Дарья Алексеевна | факультет гуманитарных наук, школа лингвистики, бакалавриат (4 курс) |
Оспанова Дана - | факультет гуманитарных наук, школа лингвистики, бакалавриат (1 курс) |
Рыжков Алексей Маркович | факультет гуманитарных наук, аспирантская школа по филологическим наукам (1 курс) |
Смирнова Варвара - | факультет гуманитарных наук, школа лингвистики, бакалавриат (1 курс) |
Щеглова Екатерина Алексеевна | факультет гуманитарных наук, школа лингвистики, бакалавриат (3 курс) |
Республика Коми:
Володина Екатерина Сергеевна | факультет гуманитарных наук, школа лингвистики, бакалавриат (2 курс) |
Демина Дарья Дмитриевна | факультет гуманитарных наук, школа лингвистики, бакалавриат (3 курс) |
Иванова Анастасия Дмитриевна | факультет гуманитарных наук, школа лингвистики, бакалавриат (1 курс) |
Лобанова Ирина Александровна | факультет гуманитарных наук, школа лингвистики, бакалавриат (3 курс) |
Лапина Мария Светлановна | факультет гуманитарных наук, школа лингвистики, бакалавриат (4 курс) |
Маринина Валерия Владимировна | факультет гуманитарных наук, школа лингвистики, бакалавриат (1 курс) |
Мордасов Матвей Андреевич | факультет гуманитарных наук, школа лингвистики, бакалавриат (2 курс) |
Олейник Дарья Алексеевна | факультет гуманитарных наук, школа лингвистики, бакалавриат (4 курс) |
Смилга Вероника Константиновна | факультет гуманитарных наук, школа лингвистики, бакалавриат (3 курс) |
Терехина Лилия Владимировна | факультет гуманитарных наук, школа лингвистики, бакалавриат (4 курс) |
Утробина Алена Дмитриевна | факультет гуманитарных наук, школа лингвистики, бакалавриат (3 курс) |
Черноморченко Полина Владиславовна | факультет гуманитарных наук, школа лингвистики, бакалавриат (2 курс) |
Широков Иван Алексеевич | факультет гуманитарных наук, школа лингвистики, бакалавриат (1 курс) |
Что делали, чему учились:
Цель и задачи экспедиции:
Первая — обогащение образовательного опыта студентов-лингвистов за счёт привлечения методов смежных наук (социолингвистика, социальная антропология); овладение методами сбора и анализа полевых данных и их реальное применение в полевой работе.
Вторая цель — это сбор полевых материалов для дальнейшей исследовательской работы руководителя и студентов по теме этнокультурного ландшафта Российского Севера и Арктики. Руководитель ставит целью укрепить это направление исследований в НИУ ВШЭ и заложить здесь такую исследовательскую традицию.
Проведение экспедиции позволит укрепить междисциплинарные связи внутри НИУ ВШЭ и поможет найти точки схождения между лингвистикой и социальными науками.
Файлы:
Публикации:
Статьи:
Влахов А. В. Процессы постиндустриальной трансформации в российско-скандинавском арктическом пограничье (по материалам полевых исследований 2018–2020 г.) // В кн.: Энергия Арктики и Сибири: использование ресурсов в контексте социально-экономических изменений. М. : Издательство восточной литературы, 2020. Гл. 8. С. 243-268.
Влахов А. В., Рыжков А. М., Смирнова А. А. Стратегии языковой ревитализации в Республике Карелия в новейший период (по материалам полевых исследований 2019–2020 гг.). // Родной язык. Лингвистический журнал. 2021. В печати.
Влахов А. В., Петрова Э. О., Рыжков А. М. Динамика языковой ситуации в российско-скандинавском приграничье в новейший период. // Социолингвистика. 2021. В печати.
Лапина М. С., Смирнова А. А. Отношение к языковому сдвигу и ревитализации языков в Республике Карелия // Альманах Конференции молодых ученых Института этнологии и антропологии РАН. Вып. II. 2021. В печати.
Ryzhkov A., Petrova E., Vlakhov A. Language Policies and Local Identities in the Russian-Nordic Borderlands // Sociolinguistics. 2021. No. 2 (6). P. 128-144.
ВКР:
Недайхлеб П. А. Языковая ситуация в Республике Карелия: актуальные этноязыковые процессы.
Петрова Э. О. Языковая ситуация и языковая политика в российско-скандинавском пограничье.
Рыжков А. М. Языковая ситуация в русско-скандинавском приграничье: многоязычный ландшафт в аспекте разнообразия и взаимодействия.
Лапина М. С. Язык и идентичность в условиях языкового сдвига: случай Республики Карелия.
Олейник Д. А. Диалектное членение карельского языка и политика идентичности в сообществе его носителей.
КР:
Смирнова А. А. Языковая политика в сфере образования в коми-ижемском сообществе: пилотное исследование.
Недайхлеб П. А. Язык и культура в процессах конструирования региональной идентичности в Республике Карелия.
Недайхлеб П. А. Языковая ситуация в Республике Карелия: сравнительное исследование различных источников данных.
Пинаева М. А. (Лапина М. С.) Отношение к изучению языков коренных народов Карелии в образовательных учреждениях.
Смирнова А. А. Отношение к языковому сдвигу и ревитализации языков в Республике Карелия.
Тимошина А. А. Роль языка в формировании этнической идентичности (на примере коренных народов Республики Карелия).
Щеглова Е. А. Языковой сдвиг и процессы ревитализации прибалтийско-финских языков: сравнительное исследование.
По теме:
«Сплав коренной, скандинавской и русской культур»
#ОткрываемРоссиюЗаново: Республика Карелия.
Коми-ижемская социолингвистическая экспедиция
В июле–августе 2021 года группа сотрудников и студентов Школы лингвистики и Арктической лаборатории исследовала языковую ситуацию в Ижемском районе Республики Коми.
Это была первая социолингвистическая экспедиция Вышки в этот северный регион. О том, как далось новое исследовательское поле, рассказывают участники и участницы экспедиции
Карельская социолингвистическая экспедиция—2021
В июне–июле 2021 года сотрудники Арктической лаборатории вместе с группой студентов Школы лингвистики продолжили изучать языковую ситуацию в Республике Карелия.
Это уже третья карельская экспедиция в цикле «Этноязыковой ландшафт Русского Севера». В этот раз мы исследовали Пряжинский и Олонецкий районы Карелии. О том, как прошла экспедиция, рассказывают её участники и участницы.
«Сплав коренной, скандинавской и русской культур»
#ОткрываемРоссиюЗаново: Республика Карелия
Карелия всегда пользовалась особой популярностью среди российских туристов: жители Москвы и Петербурга съезжаются в регион ради красоты северной природы и активного отдыха, доступного как зимой, так и летом. При этом далеко не все знакомы с многолетней историей этого уникального уголка России. О коренных народах и языках, карельских мемах, тесной связи с Финляндией, промышленных районах Карелии и том, как увидеть суть жизни на Севере под слоем снега, рассказывает старший преподаватель факультета гуманитарных наук Андриан Влахов.
Северная социолингвистическая экспедиция НИУ ВШЭ – 2020
В марте 2020 года группа студентов и сотрудников Школы лингвистики отправилась в новую, уже вторую социолингвистическую экспедицию по Карелии, а также начала исследовать этноязыковой ландшафт Мурманской области.
О том, как проходила экспедиция — по сути единственный полевой выезд, который удалось провести в этом непростом году, — рассказали её участники.
Социолингвистическая экспедиция НИУ ВШЭ в Карелию
В июне–июле 2019 года группа студентов и сотрудников Школы лингвистики изучала языковую ситуацию в Республике Карелия. О том, как прошла экспедиция, рассказывают её участники.
Несмотря на то что все участники нашей экспедиции учатся или работают в Школе лингвистики, её основной целью, в отличие от большинства других полевых проектов ШЛ, стало вовсе не описание структуры какого-то языка. Вместо этого мы работали на стыке языкознания и социальной антропологии — нас интересовало то, какие языки используют жители Карелии, каким образом и в какой ситуации, а также то, что они думают по поводу различных языков. Другими словами, мы описывали языковую ситуацию в регионе — это классическая задача социолингвистики, которая, тем не менее, не вполне привычна нашим студентам.
Экспедиционный вечер Школы лингвистики
Вчера у нас прошёл экспедиционный вечер — ежегодное мероприятие, где все-все полевые исследовательские группы Школы лингвистики рассказывают о своих поездках, делятся этнографическими впечатлениями, соревнуются в юморе и великолепно проводят время.
Скоро опубликуем на сайте репортаж, а пока делимся фотографиями (уж какого есть качества!) — отмечайте себя и коллег, делитесь и ездите в поле!
И, конечно, благодарим организовавшег
Этноязыковой ландшафт Русского Севера: экспедиция в Республику Карелия и Мурманскую область (выезд 1)
Заявляемая экспедиция продолжает начатый в 2019 году цикл «Этноязыковой ландшафт Русского Севера» и ставит целью описание второго из трёх макрорегионов русско-скандинавского приграничья — его северной части (центральная исследована в 2019, южная планируется на 2020).
Мы планируем сконцентрироваться на влиянии приграничного положения на динамику языковой и этнокультурной ситуации в макрорегионе и продолжить составлять всестороннее описание его специфики методами социолингвистики и социальной антропологии.
Для участия экспедиции требуется быть глубоко погружённым в исследуемую проблематику, предпочтение будет оказано участникам предыдущих экспедиций этого проекта. Для всех желающих будут открыты следующие экспедиции этого года.
Этноязыковой ландшафт Русского Севера: экспедиция в Республику Карелия
Студенческая экспедиция Школы лингвистики по программе «Открываем Россию заново», одобренная Бюро Совета Фонда образовательных инноваций.
Исследование языковой ситуации и языковой политики в Карелии.
Научно-учебная лаборатория социогуманитарных исследований Севера и Арктики
Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.