• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Этноязыковой ландшафт Российского Севера

Руководители экспедиции:

Влахов Андриан Викторович

Недайхлеб Полина Андреевна

Смирнова Анастасия Алексеевна

Студенты-участники экспедиции:

2019

 

Аксёнова Анна Александровна ФГН 1 курс бакалавриата
Александрова Полина Сергеевна ФГН 2 курс бакалавриата
Дёмина Василиса Александровна ФГН 3 курс бакалавриата 
Мамонова Татьяна Владимировна ФГН 3 курс бакалавриата
Маслова Мария Олеговна ФГН 2 курс бакалавриата
Олейник Дарья Алексеевна ФГН 2 курс бакалавриата 
Пинаева Мария Алексеевна ФГН 2 курс бакалавриата
Сазонова Виктория Сергеевна ФГН 2 курс бакалавриата 
Терехина Лилия Владимировна ФГН 2 курс бакалавриата
Тиллабаева Алина Азаматовна ФГН 2 курс бакалавриата
Тимошина Анастасия Алексеевна ФГН 3 курс бакалавриата
Утробина Алёна Дмитриевна ФГН 2 курс бакалавриата 
Щеглова Екатерина Алексеевна ФГН 1 курс бакалавриата 

 

2020

 

Терехина Лилия Владимировна факультет гуманитарных наук, школа лингвистики, бакалавриат (3 курс)
Олейник Дарья Алексеевна факультет гуманитарных наук, школа лингвистики, бакалавриат (3 курс)  
Мамонова Татьяна Владимировна факультет гуманитарных наук, школа лингвистики, бакалавриат (4 курс)
Пинаева Мария Алексеевна факультет гуманитарных наук, школа лингвистики, бакалавриат (3 курс)
Петрова Эвелина Олеговна факультет гуманитарных наук, департамент общей и прикладной филологии, магистратура (2 курс)
Рыжков Алексей Маркович факультет гуманитарных наук, школа лингвистики, магистратура (2 курс)
Смирнова Анастасия Алексеевна факультет гуманитарных наук, школа лингвистики, бакалавриат (2 курс)
Честнов Никита Васильевич факультет гуманитарных наук, школа лингвистики, бакалавриат (4 курс)

 

2021

Республика Карелия:
 

Елагина Анна Александровна

факультет гуманитарных наук, школа лингвистики, бакалавриат (1 курс)

Заболотская Алина Робертовна

факультет гуманитарных наук, школа лингвистики, бакалавриат (2 курс)

Козлова Екатерина Руслановна

факультет гуманитарных наук, школа лингвистики, бакалавриат (1 курс)

Лапина Мария Светлановна

факультет гуманитарных наук, школа лингвистики, бакалавриат (4 курс)

Леонова Елизавета Евгеньевна

факультет гуманитарных наук, школа лингвистики, бакалавриат (4 курс)

Морозова Дарья Алексеевна

факультет гуманитарных наук, школа лингвистики, бакалавриат (1 курс)

Неминова Екатерина Сергеевна

факультет гуманитарных наук, школа лингвистики, бакалавриат (1 курс)

Олейник Дарья Алексеевна

факультет гуманитарных наук, школа лингвистики, бакалавриат (4 курс)

Оспанова Дана -

факультет гуманитарных наук, школа лингвистики, бакалавриат (1 курс)

Рыжков Алексей Маркович

факультет гуманитарных наук, аспирантская школа по филологическим наукам (1 курс)

Смирнова Варвара -

факультет гуманитарных наук, школа лингвистики, бакалавриат (1 курс)

Щеглова Екатерина Алексеевна

факультет гуманитарных наук, школа лингвистики, бакалавриат (3 курс)

Республика Коми:
 

Володина Екатерина Сергеевна

факультет гуманитарных наук, школа лингвистики, бакалавриат (2 курс)

Демина Дарья Дмитриевна

факультет гуманитарных наук, школа лингвистики, бакалавриат (3 курс)

Иванова Анастасия Дмитриевна

факультет гуманитарных наук, школа лингвистики, бакалавриат (1 курс)

Лобанова Ирина Александровна

факультет гуманитарных наук, школа лингвистики, бакалавриат (3 курс)

Лапина Мария Светлановна

факультет гуманитарных наук, школа лингвистики, бакалавриат (4 курс)

Маринина Валерия Владимировна

факультет гуманитарных наук, школа лингвистики, бакалавриат (1 курс)

Мордасов Матвей Андреевич

факультет гуманитарных наук, школа лингвистики, бакалавриат (2 курс)

Олейник Дарья Алексеевна

факультет гуманитарных наук, школа лингвистики, бакалавриат (4 курс)

Смилга Вероника Константиновна

факультет гуманитарных наук, школа лингвистики, бакалавриат (3 курс)

Терехина Лилия Владимировна

факультет гуманитарных наук, школа лингвистики, бакалавриат (4 курс)

Утробина Алена Дмитриевна

факультет гуманитарных наук, школа лингвистики, бакалавриат (3 курс)

Черноморченко Полина Владиславовна

факультет гуманитарных наук, школа лингвистики, бакалавриат (2 курс)

Широков Иван Алексеевич

факультет гуманитарных наук, школа лингвистики, бакалавриат (1 курс)

Что делали, чему учились:

Цель и задачи экспедиции:

Первая — обогащение образовательного опыта студентов-лингвистов за счёт привлечения методов смежных наук (социолингвистика, социальная антропология); овладение методами сбора и анализа полевых данных и их реальное применение в полевой работе.

Вторая цель — это сбор полевых материалов для дальнейшей исследовательской работы руководителя и студентов по теме этнокультурного ландшафта Российского Севера и Арктики. Руководитель ставит целью укрепить это направление исследований в НИУ ВШЭ и заложить здесь такую исследовательскую традицию.

Проведение экспедиции позволит укрепить междисциплинарные связи внутри НИУ ВШЭ и поможет найти точки схождения между лингвистикой и социальными науками.

Файлы:

Заявка

Публикации:

Статьи:

Влахов А. В. Процессы постиндустриальной трансформации в российско-скандинавском арктическом пограничье (по материалам полевых исследований 2018–2020 г.) // В кн.: Энергия Арктики и Сибири: использование ресурсов в контексте социально-экономических изменений. М. : Издательство восточной литературы, 2020. Гл. 8. С. 243-268.

Влахов А. В., Рыжков А. М., Смирнова А. А. Стратегии языковой ревитализации в Республике Карелия в новейший период (по материалам полевых исследований 2019–2020 гг.). // Родной язык. Лингвистический журнал. 2021. В печати.

Влахов А. В., Петрова Э. О., Рыжков А. М. Динамика языковой ситуации в российско-скандинавском приграничье в новейший период. // Социолингвистика. 2021. В печати.

Лапина М. С., Смирнова А. А. Отношение к языковому сдвигу и ревитализации языков в Республике Карелия // Альманах Конференции молодых ученых Института этнологии и антропологии РАН. Вып. II. 2021. В печати.

Ryzhkov A., Petrova E., Vlakhov A. Language Policies and Local Identities in the Russian-Nordic Borderlands // Sociolinguistics. 2021. No. 2 (6). P. 128-144.

ВКР:

Недайхлеб П. А. Языковая ситуация в Республике Карелия: актуальные этноязыковые процессы.

Петрова Э. О. Языковая ситуация и языковая политика в российско-скандинавском пограничье.

Рыжков А. М. Языковая ситуация в русско-скандинавском приграничье: многоязычный ландшафт в аспекте разнообразия и взаимодействия.

Лапина М. С. Язык и идентичность в условиях языкового сдвига: случай Республики Карелия.

Олейник Д. А. Диалектное членение карельского языка и политика идентичности в сообществе его носителей.

КР:

Смирнова А. А. Языковая политика в сфере образования в коми-ижемском сообществе: пилотное исследование.

Недайхлеб П. А. Язык и культура в процессах конструирования региональной идентичности в Республике Карелия.

Недайхлеб П. А. Языковая ситуация в Республике Карелия: сравнительное исследование различных источников данных.

Пинаева М. А. (Лапина М. С.) Отношение к изучению языков коренных народов Карелии в образовательных учреждениях.

Смирнова А. А. Отношение к языковому сдвигу и ревитализации языков в Республике Карелия.

Тимошина А. А. Роль языка в формировании этнической идентичности (на примере коренных народов Республики Карелия).

Щеглова Е. А. Языковой сдвиг и процессы ревитализации прибалтийско-финских языков: сравнительное исследование.

По теме:

«Сплав коренной, скандинавской и русской культур»

#ОткрываемРоссиюЗаново: Республика Карелия.

Коми-ижемская социолингвистическая экспедиция

В июле–августе 2021 года группа сотрудников и студентов Школы лингвистики и Арктической лаборатории исследовала языковую ситуацию в Ижемском районе Республики Коми.

Это была первая социолингвистическая экспедиция Вышки в этот северный регион. О том, как далось новое исследовательское поле, рассказывают участники и участницы экспедиции

Карельская социолингвистическая экспедиция—2021

В июне–июле 2021 года сотрудники Арктической лаборатории вместе с группой студентов Школы лингвистики продолжили изучать языковую ситуацию в Республике Карелия.

Это уже третья карельская экспедиция в цикле «Этноязыковой ландшафт Русского Севера». В этот раз мы исследовали Пряжинский и Олонецкий районы Карелии. О том, как прошла экспедиция, рассказывают её участники и участницы.

«Сплав коренной, скандинавской и русской культур»

#ОткрываемРоссиюЗаново: Республика Карелия

Карелия всегда пользовалась особой популярностью среди российских туристов: жители Москвы и Петербурга съезжаются в регион ради красоты северной природы и активного отдыха, доступного как зимой, так и летом. При этом далеко не все знакомы с многолетней историей этого уникального уголка России. О коренных народах и языках, карельских мемах, тесной связи с Финляндией, промышленных районах Карелии и том, как увидеть суть жизни на Севере под слоем снега, рассказывает старший преподаватель факультета гуманитарных наук Андриан Влахов.

Северная со­цио­линг­ви­сти­че­ская экспедиция НИУ ВШЭ – 2020

В марте 2020 года группа студентов и сотрудников Школы лингвистики отправилась в новую, уже вторую социолингвистическую экспедицию по Карелии, а также начала исследовать этноязыковой ландшафт Мурманской области.

О том, как проходила экспедиция — по сути единственный полевой выезд, который удалось провести в этом непростом году, — рассказали её участники.

Социолингвистическая экспедиция НИУ ВШЭ в Карелию

В июне–июле 2019 года группа студентов и сотрудников Школы лингвистики изучала языковую ситуацию в Республике Карелия. О том, как прошла экспедиция, рассказывают её участники.

Несмотря на то что все участники нашей экспедиции учатся или работают в Школе лингвистики, её основной целью, в отличие от большинства других полевых проектов ШЛ, стало вовсе не описание структуры какого-то языка. Вместо этого мы работали на стыке языкознания и социальной антропологии — нас интересовало то, какие языки используют жители Карелии, каким образом и в какой ситуации, а также то, что они думают по поводу различных языков. Другими словами, мы описывали языковую ситуацию в регионе — это классическая задача социолингвистики, которая, тем не менее, не вполне привычна нашим студентам.

Экспедиционный вечер Школы лингвистики

Вчера у нас прошёл экспедиционный вечер — ежегодное мероприятие, где все-все полевые исследовательские группы Школы лингвистики рассказывают о своих поездках, делятся этнографическими впечатлениями, соревнуются в юморе и великолепно проводят время.

Скоро опубликуем на сайте репортаж, а пока делимся фотографиями (уж какого есть качества!) — отмечайте себя и коллег, делитесь и ездите в поле!

И, конечно, благодарим организовавшег

Этноязыковой ландшафт Русского Севера: экспедиция в Республику Карелия и Мурманскую область (выезд 1)

Заявляемая экспедиция продолжает начатый в 2019 году цикл «Этноязыковой ландшафт Русского Севера» и ставит целью описание второго из трёх макрорегионов русско-скандинавского приграничья — его северной части (центральная исследована в 2019, южная планируется на 2020).

Мы планируем сконцентрироваться на влиянии приграничного положения на динамику языковой и этнокультурной ситуации в макрорегионе и продолжить составлять всестороннее описание его специфики методами социолингвистики и социальной антропологии.

Для участия экспедиции требуется быть глубоко погружённым в исследуемую проблематику, предпочтение будет оказано участникам предыдущих экспедиций этого проекта. Для всех желающих будут открыты следующие экспедиции этого года. 

Этноязыковой ландшафт Русского Севера: экспедиция в Республику Карелия

Студенческая экспедиция Школы лингвистики по программе «Открываем Россию заново», одобренная Бюро Совета Фонда образовательных инноваций.

Исследование языковой ситуации и языковой политики в Карелии.

Научно-учебная лаборатория социогуманитарных исследований Севера и Арктики


 

Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.