Подведены итоги очередного конкурса образовательных инноваций
Осенью 2021 года программа «Фонд образовательных инноваций» проводила конкурс образовательных инноваций в четырех номинация: «Практика внедрения курсов в смешанном формате (blended)», «Оригинальные решения при проведении контрольных/оценочных мероприятий, в том числе с применением цифровых инструментов», «Практика внедрения командной/проектной работы студентов в рамках научных проектных семинаров» и вольной номинации. Всего на конкурс поступило 49 заявок, 17 из них были признаны победителями – предлагаем краткий обзор методик и разработок, признанных лучшими по итогам конкурса.
Целью номинации «Практика внедрения курсов в смешанном формате (blended)» было привлечение внимания к проектированию учебных курсов в смешанном формате и поддержка удачных примеров преподавания, в которых сочетался бы синхронный и асинхронный элементы аудиторной и самостоятельной работы студентов.
В заявке Анны Сениной - "Python для гуманитариев (непрограммистов)" описываются подходы к преподаванию технического курса для гуманитариев. Эта особенность отражена во всех элементах курса: задания дифференцированы по сложности и формам взаимодействия студентов, введены элементы проектной работы в формате учебного хакатона, «что позволяет задействовать различные дополняющие друг друга модели обучения».
Даниил Муравский в рамках «Научно-исследовательского семинара» (3 и 4 курс программы бакалавриата «Маркетинг и рыночная аналитика») описывает результаты внедрения заданий на платформе Sutori: «В среднем студент возвращался к одному и тому же уроку на платформе Sutori в течение всего года 2,5 раза и проходил упражнения на самопроверку в среднем 4,5 раза, что свидетельствует о создании востребованной базы знаний в онлайн асинхронном формате. Более 90% студентов сдали задание по созданию питча, а посещаемость занятий с выступлениями сокурсников вырастала в течение всего курса».
В заявке Дианы Буримской, Елены Смольянины и Ирины Морозовой представлено описание методики обучения английскому языку на платформе Smart LMS (курс "Английский для специальных целей. Английский для юристов-3 (межкампусная дисциплина)". Представленная методика максимально использует все возможности системы и включает в себя большое количество тестовых заданий для самоподготовки, что, в свою очередь, во время занятий позволяет посвятить большую часть времени говорению и творческой работе.
В номинации «Оригинальные решения при проведении контрольных/оценочных мероприятий, в том числе с применением цифровых инструментов» можно было подать заявку с описание различных форм оценивания (формирующего, результирующего, взаимное оценивание студентов, организация обратной связи).
Алексей Терников на примере курса "Информационный менеджмент" описывает разработку алгоритма оценивания работ студентов с использованием системы плагиат-проверки. «В качестве инициативы предложена организация собственной системы асинхронного прокторинга на базе Microsoft Teams для форм текущего и промежуточного контроля. Ее преимущества:
а) независимость от третьих лиц в части сбора, хранения и обработки видеоматериалов;
б) сохранение гибкости при подборе платформы для проверки знаний преподавателями;
в) возможность единовременного создания аналога «личного кабинета студента» (для временного хранения видеоматериалов), который может быть использован в рамках различных дисциплин».
В конкурсной заявке Вячеслава Тельминова описана практика создания Telegram-квиза для повышения вовлеченности слушателей курса МАГОЛЕГО "История Италии".
Олеся Волченко и Анна Широканова в заявке "Дата-квест как форма геймифицированной групповой формы оценки знаний" описывают технологию проведения дата-квеста, который может рассматриваться как частный случай текстового квеста или квест-комнаты, – набор задач, которые нужно было решить последовательно, чтобы дойти до конца квеста: «В дата-квесте для нас было важно создать воспоминание для студентов об их студенческой жизни, насыщенное общением, игрой и совместным принятием решений. Долгосрочной целью было повысить самоэффективность в освоении анализа данных на следующих годах обучения».
В заявке Евгения Буровского "Автоматизация проверки работ студентов с использованием системы nbgrader" дается описание инструмента по оцениванию больших объемов студенческих работ в условиях дистанционного режима работы. При этом «особый упор сделан на дисциплины технического цикла, в которых работы студентов предполагают решение тех или иных задач, а не свободно-текстовые ответы».
Целью номинации «Практика внедрения командной/проектной работы студентов в рамках научных проектных семинаров» являлась поддержка лучших практик внедрения командной/проектной работы студентов в учебный процесс.
Получение навыков коллективной работы на различных позициях учебной редакции интернет-СМИ и формирование необходимых для будущей профессиональной деятельности soft-skills описано в заявке Владимира Гурьянова (курс "Проектный семинар «Производство интернет-СМИ»). В течение одного модуля студенты учатся взаимодействию, выполняют практические задания, направленные на освоение и творческой, и технической части работы редакции.
В заявке Михаила Антропова и Ольги Мелитонян "Практика внедрения адаптированной технологии проектной работы в формате дизайн-спринта в научный проектный семинар" описываются особенности методики проектной работы в бизнесе: «проведении полного цикла дизайн-проекта и «работа кросс-функциональной команды с модераторами и распорядителями проекта проходит в специально выделенном офисном пространстве с 10.00 до 17.00 (с перерывом на обед) с понедельника по пятницу».
В «Вольной номинации»традиционно можно было представить свои наработки, нестандартные решения и подходы к преподаванию, которые не подходили ни к одной из тематических номинаций.
Владислав Скоробогатов представил свои разработки, реализованные в курсе «История государства и права зарубежных стран». «На плечах гигантов: совместное исследование метатемы»: как объединить усилия студентов по написанию исследовательских статей, чтобы они увидели и распознали ценность правильно организованной совместной работы, эффект от которой может значительно превысить результат индивидуальных усилий».
Заявка Галины Жуковой "Дистанционное проведение компьютерного практикума с помощью colab.research.google.com" описывает работу сервиса «colab.research.google.com», с помощью которого преподаватель может в режиме реального времени следить за работой студента и оставлять свои комментарии. Также этот инструмент можно использовать при совместной работе студентов над общим проектом.
Наталья Урсул и Ирина Нужа представили описание разработанной ими интерактивной онлайн-игры, реализуемой на платформе Smart LMS. Мультимедийный интерактивный кейс в формате бизнес-игры построен на материале реальной международной компании TBS Software и предоставляет участникам возможность пройти отбор на “стажировку” в фирме, изучить особенности бизнес культуры стран-партнеров TBS, чтобы разработать рекламную кампанию для целевых зарубежных рынков. Разработанный с применением методов геймификации и персонализации, данный пилотный проект является частью композитного курса НИУ ВШЭ "Business English through Case Studies" (Английский язык для специальных целей-3)», который позволит студентам развить мягкие и твердые навыки, необходимые для успешной работы в международных компаниях, а также получить новый социальный опыт.
В заявке Наталии Алямовской и Максима Рожкова описана практика применения геймификации и аддитивных технологий в учебном процессе "Деловая игра "Выполнение заказа": «Студентам предлагается самостоятельно выполнить заказ клиента по исходным данным, которые они получают от преподавателя, по возможности получив наилучший результат по точности и скорости комплектации заказа. Кроме того, им необходимо проанализировать не только полученный результат и свою стратегию работы, но и сам процесс выполнения заказа с точки зрения оптимальности его организации».
В заявке Дениса Гусева описан "Семинар по развитию навыков идентификации индивидуального отношения к риску в игровой форме": использование различных материалов и интернет-платформ, позволяющих видеть результаты командной игры в режиме реального времени, в которой имитируется взаимодействие с лицом, принимающим решения(ЛПР), имеющим заданное априори конкретное отношение к риску. В результате игры у студентов формируются навыки формализации отношения к риску, ведения переговоров с ЛПР относительно уточнения его отношения к риску, реализации выбора из заданного числа альтернатив, а также предусмотрена возможность сравнения и коррекции индивидуального отношения к риску каждого участника.
Елена Веретённик в заявке "Интеграция рабочего опыта выпускников программы в учебный процесс" представила практику активного вовлечения выпускников в образовательный процесс: «В рамках кейсов и нетворков (встреч с выпускниками программы) студенты получают возможность «прожить карьеру в миниатюре» как минимум по 10 различным направлениям, что способствует более осознанному подходу к дальнейшему обучению в университете».
Заявка Жанны Корминой и Игоря Кузинера "Онлайн-этнография" описывает трансформацию, произошедшую с проектом «Религиозный ландшафт города: пост-секулярная история религиозных общин Санкт-Петербурга» в период пандемии. «В первую очередь ограничения привели к ситуации невозможности полноценной полевой работы: взаимодействия с информантами, сбора полевых материалов, интервью и других необходимых для исследования источников. В такой ситуации полевым исследователям не оставалось ничего кроме как «уйти в онлайн», то есть заняться поиском источников для исследований, «не выходя из дома», изучая социальные сети, цифровые каналы и пространства общения и репрезентации объектов своих исследований».
Подробные материалы заявителей с полным описание методик, представленных в заявках, можно скачать на странице проекта.
Победители конкурса образовательных инноваций представят свои разработки на Преподавательском марафоне в рамках проекта Teach4HSE/Преподаем в Вышке. Мероприятие пройдет в online-формате 18 января 2022 года с 11:00 до 15:30. Ссылка для подключения будет выслана позднее.
Черненко Оксана Эдуардовна
Программа «Фонд образовательных инноваций»: исполнительный директор