Изучение религиозного ландшафта Воронежа. Студенты факультета гуманитарных наук совершили религиоведческую экспедицию
Студенческая экспедиция «Изучение межконфессиональных и межнациональных отношений в Воронеже и Воронежской области», организованная в рамках проекта «Открываем Россию заново», состоялась 1-7 июня 2017 г. под руководством доцента школы философии факультета гуманитарных наук НИУ-ВШЭ Бориса Кирилловича Кнорре и профессора Санкт-Петербургской школы социальных и гуманитарных наук НИУ-ВШЭ Жанны Владимировны Корминой. Участники экспедиции – руководители и студенты бакалавриата и магистратуры НИУ ВШЭ Школ философии, культурологии и истории – получили возможность ознакомиться с религиозным своеобразием Воронежа и некоторыми частями Воронежской области.
Мало кто сегодня будет сомневаться в том, что религия как общественный и политический фактор играет существенную роль в современной России, однако, о том, что на самом деле происходит с конфессиональными сообществами, информации до сих пор очень немного. Как правило, за фасадом медийных новостей о религии реальная жизнь конфессиональных сообществ не видна.
Для целей религиоведческой экспедиции Воронеж подходил как нельзя лучше: в Воронеже существуют общины крупных христианских течений, не только основная православная юрисдикция, но и приверженцы катакомбных ветвей православия, оставшихся с советского периода, разнообразные еврейские общины, включая знаменитые поселения субботников: Высокий и Ильинка. Воронеж – приграничная с Украиной область, соответственно располагающая условиями развития кросс-культурных явлений.
Для предварительной рекогносцировки и ориентации в религиозном ландшафте Воронежской области был взят соответствующий раздел книги «Религиозно-общественная жизнь российских регионов» (под ред. С.Б.Филатова, М., 2014), вышедшей рамках проекта «Энциклопедия религиозной жизни России».
Теоретическая подготовка
Перед экспедицией Борис Кнорре во время установочного семинара сориентировал студентов по имеющимся на сегодняшний день комплексным исследованиям религиозного многообразия России. Он предложил, в частности, обратить внимание на работы, анализирующие постсекулярный ландшафт в России, а также специфику формирования идентичности религиозных групп в политическом контексте в условиях многоконфессионального общества (работы А. Верховского, А. Митрофановой, А. Шнирельмана). Участникам экспедиции было предложено проанализировать на основе бесед с информантами, насколько те или иные конфессиональные сообщества предрасположены к взаимодействию друг с другом, к межконфессиональному диалогу или напротив, представляют собой социальные образования, базирующиеся в большей степени на негативной. чем на положительной идентичности, и в природе бытования которых лежит обособленность.
Борис Кнорре отметил, что, рассматривая религиозные сообщества на макро-уровне, нужно не забывать и о микроизмерении. В частности, он предложил фиксировать символические константы, которые задают специфику коммуникативной культуры религиозной среды, применяя подход Дж. Мида к описанию интеракций.
Жанна Кормина предложила перед экспедицией ознакомиться предварительно со спецификой полевых исследований по работе Eileen Barker «The Scientific Study of Religion? You Must Be Joking!» В качестве базовой литературы по этничности она предложила работу Р. Брубейкер «Этничность без групп» и Фр. Барт «Этнические группы и социальные границы».
В самом начале экспедиции она провела методологический семинар по теме включенного наблюдения, ведения полевого дневника, этике полевого исследования. Студентам заранее было дано задание, разбившись на небольшие команды, выбрать религиозную группу, ознакомиться с материалами об этой группе в сети интернет и установить контакты с лидерами группы, используя социальные сети или другие способы связи. В ходе подготовки к исследованию и обсуждений первых попыток его проводить она остановилась на таких методологических понятиях, как «поле», «информант», «дистанция», «включенность», «автоэтнография», «этика полевого исследования» и ряде других.
Светлана Баньковская провела научную лекцию о методологии изучения социальных групп и подходах качественной социологии, в том числе с учетом этно-национальных вопросов. Откликнувшись на просьбы студентов, она посетила Воронеж во время экспедиции и посвятила свое выступление глубокому рассмотрению понятия «маргинальность», с опорой на работы Гидденса, Зиммеля, Альфреда Шютца, Чарльза Хортона Кули, Бенедикта Андерсена. Профессор обратила внимание на специфику социологического понимания категорий «маргинал», «чужак», «homecomer», обсудив значения, которые эти категории могут приобретать в социологии. Подходы к рассмотрению социальных групп, на которых остановилась в своей лекции Светлана Баньковская, представляются весьма актуальными для рассмотрения конфессиональных сообществ.
Однако прежде чем приступить непосредственно к интервьюированию, студенты были дополнительно введены еще и в местный конфессионально-национально-политический контекст специалистами из Воронежа. Заведующая кафедрой социологии и политологии ВСУ Александра Викторовна Глухова провела встречу с участниками экспедиции, рассказав о специфике Воронежского региона с точки зрения политической социологии и политической конфликтологии. Более того, по её приглашению, несколько членов экспедиции приняли участие в работе Клуба политологов в Воронежской областной думе по теме «Устойчивость государственных и политических институтов: факторы и тенденции».
Эксперт Международного института гуманитарно-политических исследований, религиовед Михаил Алексеевич Жеребятьев рассказал об истории религиозных движений Воронежской области и их положении на текущий момент. Обсуждались общины родноверов, анастасийцев, история и положение евреев, мусульман (в т.ч. курдов) в Воронеже, история православия в регионе, включая как церковь большинства, так и положение различных малых церковных групп («альтернативного православия»). Он лично показал одно из неофициальных мест православного паломничества, которое оказалось неподалеку от Воронежского университета – могилу старца Федора на Коминтерновском кладбище.
Все эти лекции (и сессии вопросов спикерам) значительно помогли студентам-участникам экспедиции сформировать общую канву индивидуальных исследовательских траекторий.
Знакомство с «полем»
Жанна Кормина показала настоящий мастер-класс – пошла с группой студентов в местные православные церкви и продемонстрировала на наглядном примере часть работы антрополога в поле, базовые технологии обработки информации от наблюдения.
В частности, не забывайте считать прихожан (и разбивать на группы по полу и возрасту), а также обращать внимание на раздаточные материалы – в какой бы общине Вы ни находились. Всегда нужно иметь под рукой ручку и блокнот!
Интерьер Храма во имя апостола Андрея Первозванного, г. Воронеж
Статуя Ксении Петербуржской на территории комплекса Храма во имя блаженной Ксении Петербургской
Применить полученные рекомендации на практике студентам удалось незамедлительно: участники разделились на группы и посетили общины пятидесятников, адвентистов, кришнаитов и иудеев. Несмотря на непродолжительное время общения с представителями религиозных течений и в целом короткое пребывание внутри общин, этот опыт наглядно высветил возможные проблемы включенного наблюдения: от потенциального несоответствия ожиданиям прихожан конкретной общины до недопустимости «влиять на поле», высказывая собственные суждения относительно изучаемого объекта.
Группа студентов на обеде с раввином.
(Слева направо: Александра Пулинец, Владислава Нагаева, Владимир Михеев, Анна Булгакова)
Борис Кнорре, со своей стороны, познакомил участников со спецификой выбора и использования ключевых информантов в случае исследования относительно закрытых или элитарных по характеру сообществ. Он провел совместно со студентами несколько глубинных интервью с лидерами религиозных общин, в частности, с наместником Дивногорского Успенского монастыря игуменом Алексием Сукачевым, со священнослужителями малых православных групп, вне мирового православия, а также с лидером Арабского центра Кафарна Шакер Хусейном, встреча с которым была организована уже самими студентами.
Наместник Свято-Успенского Дивногорского мужского монастыря иеромонах Алексий (Сукачев)
угощает участников экспедиции
Нужно сказать, что о большинстве встреч студентам удалось договориться самостоятельно, так как еще в Москве, после получения общих рекомендаций и предварительного списка информантов нам было предложено сделать тематические предпочтения и начать процесс переписки с религиозными представителями. В большинстве случаев это приводило к положительному результату. Однако не очень просто оказалось договориться о проведении интервью с духовенством Воронежской епархии РПЦ МП. Но сами по себе сложности установления контактов с информантами тоже оказались полезными с учебной точки зрения. Студенты ощутили на практике, какие сомнения и недопонимания могут возникать по ходу процесса «вхождения в поле». Очевидным оказалось, что опросы социологов и антропологов для православных священников – дело пока еще не очень привычное.
Отдельно стоит отметить встречу с представителем невоссоединившейся с Московским Патриархатом ветвью Русской православной церкви за рубежом (РПЦЗ), находящейся под управлением митр.Агафангела (Пашковского) (сокращ. – РПЦЗ (А)) –епископом Воронежским и Южно-Российским Кириллом (Кравцом). Он был так добр, что угостил солидное число к нему пришедших вышкинцев чаем и сладостями, а также уделил несколько часов для обстоятельной беседы. Говорили о положении РПЦЗ, ее истории. РПЦЗ (Агафангела) относится, согласно классификации ряда религиоведов, к категории «Церкви, вне общения с мировым православием». А по классификации А.Лещинского, в этой юрисдикции можно увидеть отчасти черты эмигрантских групп, отчасти истинно-православных церквей. Как стало ясно из слов владыки, данная церковь, хоть и не признается церквами «мирового православия», пользуется поддержкой и признанием старостильных церквей Греции и Болгарии. Владыка Кирилл бывал также на Афоне и посещал с пастырско-гостевым визитом отдельные приходы во Франции. Похоже, что те церкви, которые существуют сегодня в России вне подчинения Московскому Патриархату, не ориентируется на жесткое территориальное деление, а могут включить церковные общины, разбросанные в далеких друг от друга городах или селах.
После беседы с епископом Кириллом (слева направо: Жанна Кормина, Анастасия Еромлаева, Борис Кнорре,
Мария Бунина, Елизавета Шишлакова, епископ Кирилл, Гульнара Гурбанова)
Почти каждый вечер, за исключением тех случаев, когда встречи с информантами затягивались до полуночи, участники собирались и подытоживали результаты интервью, проведенных в течение дня. В целом по ходу процесса интервьюирования удалось сфокусироваться на нескольких тематических блоках в рамках общеэкспедиционной повестки дня.
Во время беседы с вайшнавом
Танец вайшнавов
Cами православные, с которыми группе молодых исследователей удалось побеседовать, не поддерживают свойственные казакам методы «защиты православия», как, впрочем, и стиль декларации своей религиозности.
Нам рассказали, что у казаков был даже конфликт с настоятелем Дивногорского монастыря из-за того, что они однажды приехали в монастырь и устроили на территории монастыря пение церковных и народных песен, не сообразуясь ни с монастырской тишиной, ни с просьбами наместника.
Поездка в Дивногорский Успенский монастырь оказалась сама по себе ярким событием экспедиции. Студенты побеседовали с настоятелем о. Алексием (Сукачевым), побывали на экскурсии в пещерном храме и услышали из уст живущего в монастыре послушника историю монастыря. Во время беседы с настоятелем, доброжелательно отвечавшим на вопросы, участники пробовали говорить на разные темы, как на богословские, так и на политические. Впрочем, сам настоятель считал, что проводит духовную беседу со своими гостями и на политические темы говорил без особого интереса. Мы выяснили, что монастырь стремится придерживаться, насколько возможно, нейтральной позиции в вопросе о будущем Донбасса и пути развития Восточной Украины.
По дороге в монастырь удалось провести половину дня в компании Иры Михайловны Кожокиной – представительницы этнорелигиозной общины иудействующих (известных также как геры и субботники). Она пригласила исследователей в гости в пос. Высокий, описанный в книге А. Львова (Львов А. Соха и Пятикнижие: русские иудействующие как текстуальное сообщество). Поселок находится рядом с Государственным природным заказником «Каменная степь», где Ира Михайловна живет со своим сыном и внуком.
Чаепитие в доме И.М. Кожокиной
Участники экспедиции вместе с Ирой Михайловной в пос. Высокий. Сзади - еврейское кладбище
Ира Михайловна приняла гостей с радостью и принарядилась – надела костюм и косынку. Ей 79 лет, но она провела трехчасовую экскурсию по селу и рассказала многое из того, что помнила и знала об истории и быте села и его жителей. В частности, еврейское кладбище, которое Ира Михайловна показывала участникам экспедиции, раздельное: для мужчин, женщин и детей предусмотрены отдельные части. Кладбище, как и пришкольный краеведческий музей, очень ухожено и представляет для исследователей данного региона и религиозной традиции большой интерес.
Из студентов в экспедиции участвовали: Гульнара Гурбанова, Елизавета Шишлакова, Владимир Михеев, Александра Пулинец, Анна Булгакова, Владислава Нагаева, Димитрий Крихан, Анастасия Ермолаева, Мария Бунина.
Заключение
Воронеж – город-стройка, город-миллионник, город с яркой и разнообразной религиозной жизнью. Несмотря на то, что экспедиционной недели едва хватило для того, чтобы осознать религиозное многообразие региона, этого времени было достаточно для первого, самого маленького, но уверенного шага в сторону индивидуальных религиоведческих исследований студентов, принимавших участие в этой поездке. Это была неделя нового опыта, новых знаний, впечатлений и правил, многое из чего останется с участниками Воронежского религиоведческого приключения на долгие годы научных трудов.
По итогам экспедиции студенты оформили полевые дневники, сделали заметки по наиболее запомнившимся сюжетам, которые будут использоваться участниками для дальнейшей научной работы по индивидуальным направлениям.
Вид на Дивногорский монастырь с горы
Автор: Елизавета Шишлакова
При подготовке материала использовались
данные полевых дневников участников экспедиции