• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

История интернета в Воронеже: как он появился, и что из этого вышло

27 июня экспедиция, состоящая из студентов Высшей школы экономики и участников клуба любителей интернета и общества, отправилась в Воронеж, чтобы узнать про воронежский интернет — его историю и то, чем он отличается от других интернетов в России, какие есть особенности. Руководили поездкой социолог и интернет-исследователь Полина Колозариди и медиа-исследователь Варвара Чумакова.

История интернета в Воронеже: как он появился, и что из этого вышло

Полина Колозариди:
     Есть большая несправедливость — описана история только московского/федерального Рунета (да и то не очень полно). Во многих городах и регионах всё происходило иначе, люди сидели на других ресурсах, и вообще интернет для них не был библиотекой или журналом. А вот чем он был? Как складывались отношения между разными создателями интернета в девяностые и нулевые годы, кто был городским блогером, что обсуждали на первых форумах — всё это остаётся малоизвестным.
     Более того, сидя в Москве и Петербурге и читая про Воронеж, мы узнали много неожиданного: например, что в Воронеже банки заинтересовались интернетом ещё 1993 году, что интернет очень рано стал бизнесом, что тут очень необычная среда ФИДО. Но чтобы понять, как это устроено, нам нужно было приехать и начать говорить с теми, кто создавал этот самый интернет. Мы пригласили студентов в рамках программы экспедиций НИУ ВШЭ и вместе с участниками клуба любителей интернета и общества поехали в Воронеж.

      Мы приехали всего на неделю, поэтому нужно было подготовиться заранее и действовать быстро на месте. Гайд для интервью, подкорректированная в ходе коллективного обсуждения анкета, обсуждение общих технических вопросов становления интернета — все это безумно важные вещи для дальнейшей качественной работы. В Москве мы послушали семинары Михаила Алексеевского, Дарью Радченко, Наталью Конрадову, Константина Габова и Романа Абрамова, чтобы быть готовыми к поездке.

      В первый день, на первой встрече мы поели крафтовых воронежских пельменей — мы решили, что надо устраивать встречи в заведениях с местной едой. Крафтовые пельменные — определенно воронежское локальное явление. Весь вечер мы обсуждали, из чего состоит интернет, и как нам брать интервью. Лёня Юлдашев рассказал, как выглядел интернет в 1990-е годы, мы поглядели на болгарский Пыльдин и с помощью Софии Келесиди и Сони Егоровой вспомнили или узнали историю протоколов.

     Уже вечером прошло первое интервью с главным редактором РБК-Черноземье, Олегом Григоренко. С ним поговорили со-руководитель экспедиции Варя Чумакова, Юля Готовцева и Сурайа Шилыкова. Это оказалась история не только про медиа, но и про личный пользовательский опыт Олега.

    Воронеж — столица новых технологий, огромный кластер айтишников. И история возникновения такого скопления технарей не случайна. В 1982 году тут построили завод «Процессор», под крышей которого планировалось объединить производство, разработку, программирование и научные исследования (а рядом построить новый микрорайон для сотрудников). Уже в 1991 году на базе Воронежского технического университета появился Воронежский областной центр новых информационных технологий. Но параллельно освоением и активным использованием интернет-технологий занимались и журналисты (а вернее тогда еще студенты журфака). По словам Олега, в конце 90-ых и начале 00-ых по рукам в университете ходила самиздат-методичка по языку HTML, которая постоянно дополнялась читателями.

Побочный сюжет
     Нам не удалось избежать классического жанра, который никогда нельзя включать в исследование (поэтому так хочется рассказать). Мы разговорились с таксистом. И он рассказал нам, что Убер в Воронеже совсем не прижился (чистая правда, машин очень мало). Цены у них невысокие для пассажиров и очень невыгодные для водителей. С Яндексом ситуация чуть получше, но всё равно цены упали, и таксисты жалуются. Зато после Москвы и Петербурга пассажирам тут хорошо: поездка на такси стоит, например, как две поездки в московском метро.

      Во второй день экспедиции мы начали общаться с теми, кто создавал интернет в Воронеже своими руками. И главная встреча тут – с руководителем Воронежского областного центра новых информационных технологий. Центр возник в 1992 году и закрылся пару месяцев назад. Руководитель центра Владислав Георгиевич Юрасов и его коллеги с самого начала 1990-х годов проводили интернет в университеты, НКО, больницы, библиотеки на деньги государственных и международных грантов. 

      Интернет тогда был невообразимо медленной и сложной конструкцией, но сотрудники центра в декабре 1994 года отправили первое сообщение: ping в Москву. В компьютерном зале сидели тогда прямо в одежде, в шапках — не было отопления. Интересно, что некоторые их коллеги из других университетов не очень-то верили в эту технологию и говорили, что ФИДОнет куда как перспективней. 

      Первое обсуждение интервью и событий первого дня, как нас и предупреждали Михаил Алексеевский и Дарья Радченко, затянулось до половины двенадцатого ночи, зато мы сумели обсудить сложные случаи в интервью. Нам за один день встретились почти все примеры из тренировки, которую мы проводили перед выездом в Воронеж: респонденты молчали, говорили сорокаминутными монологами, спрашивали, кто нас финансирует и где это опубликуют. Мы решили, что для начала не будем спрашивать их в лоб: «почему вы молчите, вам интервью не нравится?» и стали обсуждать, что будем делать дальше. 

 

      Третий день был также посвящен экспертным интервью с двумя группами: с людьми, которые первыми подключали интернет в городе, и с представителями местных медиа. Интернет 90-ых в Воронеже — это несколько параллельных историй. То, что делали в одном университете (например, упоминаемый нами В.Г. Юрасов в ВГТУ), отличалось от другого. Иногда пионеры интернета и вовсе не общались. 

      На вечернем дебрифинге мы поняли, что технологическая история стала почти понятной. У нас остались вопросы по онлайн-медиа (особенно по пабликам и форумам). И конечно – по практикам. Оксана Дорофеева взяла первое интервью по практикам со студентами ВГУ. Студенты в нашем случае – сложные респонденты, они не очень связаны с историей интернета и в основном пользуются социальными сетями. 

     Четвертый деньтакже был посвящен экспертным интервью и задаче окончательно достроить техническую историю интернета в Воронеже.

     Информсвязь — это первые провайдеры интернета в городе. Мы поговорили с заместителем генерального директора компании Сергеем Ивановичем Свиридовым. Таймлайн, который мы зафиксировали в ходе беседы — это история бизнеса в сфере связи. До 95 года была в основном распространена электронная почта, основными клиентами Информсвязи были банки. Следующий этап — диалап и онлайновый интернет, именно на этом этапе начинается распространение в пользовательской среде. Рубеж веков во многом стал прорывным этапом — это связано с началом распространения сайтов компаний и рекламы. С 2006 года интернет уходит в массы, все больше абонентов и все больше звонков в техподдержку с вопросами: У меня выключился компьютер, что мне надо делать?». 

      Алексей Филиппов – человек, о котором говорили почти все наши респонденты. Впервые он воспользовался интернетом, когда служил по контракту в армии. Там он произвёл на него такое впечатление, что Алексей инициировал интернетизацию своей войсковой части и сделал её сайт. После работы в армии началась бизнес-история. Он сделал портал vrnout.ru, потом из него развился likengo. По словам Алексея, в нулевые годы возникало много проектов, но в основном они быстро прогорали. Не все создатели онлайн-ресурсов видят в интернете глобальную историю, часто используют его только для участия в городской жизни. Но для Алексея интернет – это инструмент для изменения рынка труда, он позволяет работать удалённо, не зависеть от того, где вы оказываетесь. 

      Вечерний дебрифинг снова был долгим. Мы устроили небольшой общий ужин из местной еды и сформулировали, какие идеальные типы интернетов существуют: 

Интернет-1 (характерен для 1990-х, но не только). Когда интернет есть не на всех устройствах, а на редких, пользоваться им – отдельный навык, информацию между интернетизированными пользователями/компьютерами переносят на дискетах/флешках. В этот период очень важно качество соединения, сам аппарат, вообще технологическая инфраструктура. В интернете важнее всего информация и асинхронная коммуникация. Контент у разных пользователей может отличаться из-за качества соединения и провайдера. 

Интернет-2 (нулевые годы, но не только). Интернет распространён, он одинаковый на всех устройствах. Главное устройство – это компьютер, подключение к интернету – отдельное действие (люди считают, сколько оно стоит, что там можно сделать, а что – нет). Для использования интернета не нужно отдельных навыков, но есть более и менее продвинутые пользователи. Используются разные функции интернета, как медиа и инструмента коммуникации, пользователи создают свой контент (например, блоги), возникают онлайн-сообщества, развиты форумы. Локальный аспект умеренно важен. 

Интернет-3 (2010-е годы, главным образом мобильный+стационарный интернет). Интернет везде, всегда, пользователь не замечает, как входит и выходит из него. В интернете можно делать всё что угодно: от связи с госуслугами до скачивания и просмотра фильмов. Тарифы безлимитные, много дешёвых гаджетов и люди не задумываются о том, что такое интернет (иногда какие-то сервисы вроде скайпа выпадают из этого понятия). Локальный аспект совсем не важен. 

      Пятый день экспедиции почти полностью был посвящен интервью по интернет-практикам горожан. Мы отправились в частный сектор, чтобы разузнать об интернете в этом районе города более подробно.
 

Оксана Дорофеева:
      Настоящая работа в поле - это когда понимаешь, что у тебя сгорели плечи, потому что ты брал на улице спонтанные интервью у жителей частного сектора. Зато встретил бабушку 69 лет, которая пользуется интернетом больше, чем ее внук-четвероклассник, потому что ребенка ограничивают, а бабушку нет :) 


      Вечером мы сначала обсудили интервью (выявили глокальность = локальность + глобальность), поделились невероятными историями и договорились, что уже начнём писать отчёт, но параллельно будем добирать интервью. Пока длинных интервью про практики не получилось, так как в выходной день люди не хотели в частном секторе подолгу разговаривать. Конечно, проще, если договориться заранее, но это не всегда получается. 

 

      В воскресенье у нас было немного свободного времени после рабочей недели, поэтому мы погуляли по городу и посмотрели на местные достопримечательности. Например, среди воронежцев ходит байка о трех памятниках Сергею Безрукову в Воронеже. Это почти правда — в городе есть памятники Пушкину, Есенину и Высоцкому. 

Полина Колозариди:
      В воскресенье утром была показательная история. Мы брали интервью у администратора родительского форума, а также паблика и сайта. Очень здорово поговорили, она привела свое соображение (подкреплённое статистикой), что переход от форума к паблику происходит из-за мобильных телефонов. Интересно, что другие представители медиа этого не замечали. Скорее, наоборот. Видимо, это одна из специфик медиа, построенных на коммуникации.
      Потом мы обсуждали разговор с Оксаной, и вдруг я сообразила, что не задала главный вопрос — как огромный местный форум видит себя в соотношении с большими федеральными ресурсами вроде babyblog. Это был бы очень важный вопрос, как я его пропустила — совершенно непонятно. Хотелось побежать догонять информантку, но она уже далеко ушла. Даже думаю как-нибудь доспросить это письмом).

Оксана Дорофеева:
      Мне очень неловко слушать, как сокрушается Полина, потому что у меня этот вопрос даже не возник - и в этом, видимо, выражается разница в опыте. 

     В понедельник вечером мы рассказали о первых результатах нашего исследования в книжном клубе «Петровский» — об истории возникновения воронежского интернета, о его специфике и о том, как как технологическое развитие повлияло на сегодняшнее состояние дел. Вот наша презентация

     На встречу пришли жители Воронежа и сопредельных городов, местные журналисты и айтишники, пользователи Большого воронежского форума. После презентации мы смогли обсудить результаты экспедиции с несколькими участниками встречи. 

 

      Кроме очевидной общей цели экспедиции — узнать что-то о воронежском интернете — каждый из нас узнал что-то и для себя. Это новые навыки работы в поле, идеи для исследовательских проектов, а иногда и возможность для реализации собственных задумок.


Женя Клещева:
      До Воронежа я не была в исследовательских экспедициях и не занималась историей интернета, поэтому даже не знала, чего ожидать. Как раз хотелось увидеть и узнать, как делают исследование в условиях экспедиции, как изучают интернет, и, более конкретно, я хотела попрактиковаться проводить экспертные интервью. Было немного страшно, так как я не знала практически никого из участников, а присоединилась позже остальных, когда уже прошли первые встречи и знакомство. В целом, мне очень близка тема интернета, технологий и медиа, поэтому, когда появилась возможность, я сразу решила, что надо ехать.
     Я действительно стала лучше понимать, как готовить и проводить экспертные интервью. Думаю, что воронежский опыт мне пригодится для работы над магистерской диссертацией, хотя её тема и не связана напрямую с темой экспедиции. Я нашла свой исследовательский интерес в рамках этого проекта и хочу продолжать им заниматься. Тема инноваций объединяет мою магистерскую диссертацию и исследование "интернетов", и я рада, что всё так сложилось в общую картину. Очень здорово было познакомиться со всеми участниками экспедиции. Интересно и полезно было то, что мы каждый день делились мыслями, сами предлагали исследовательские идеи и смогли найти им поддержку.

Женя Суворина: 
      У меня не было каких-то особых ожиданий, наверное, потому что это мой первый опыт экспедиции, подобной исследовательской работы. Мне просто было интересно, каково это – работать в группе, работать в поле. Благодаря этой экспедиции я поняла, что такое интервью, как его брать, и как это сложно. Нам очень много рассказывали про этот метод, и до, и во время экспедиции, и только в конце до меня дошло (наверное, самое точное слово). Теперь жду и надеюсь, что расскажут, как его анализировать. Это был очень полезный опыт! Постоянные обсуждения, интересные интервью и классные результаты. Все супер, хочу еще).

Маша Денисова:
      Специально не строила особых ожиданий, хотелось научиться работать в поле и исследовать специфические (насколько это возможно) практики пользования интернетом воронежцев. Экспедиция дала мне потрясающую команду, работа и общение с которой превратили исследование в увлекательное путешествие. Кроме того, экспедиция во многом переоформила мой взгляд на технологии развития самого Интернета. Раньше я вообще не интересовалась этим аспектом — и очень зря! Повторюсь, для меня это была не просто работа в поле, а настоящее путешествие с кучей интересных встреч и порой неожиданных событий. 

Леня Юлдашев: 
       Если коротко, впечатление — чистое счастье: от командной работы, от новых сложных дел, от разговоров с информантами. Я занимался главным образом экспертными интервью по теме истории коннективити: как появлялся интернет, что было дальше, кто этим занимался и почему. Мы с коллегами за неделю смогли собрать почти полную хронологию воронежского интернета, от Fido до LTE, от любительских дизайн-студий до больших IT-компаний, от первой неофициальной городской интернет-газеты в 1999 году до РБК-Черноземье, от одних форумов до других форумов (форумы в Воронеже были всегда). Это большой материал — интервью, архивные копии сайтов, публикации прессы — с которым теперь можно делать что угодно. можно смотреть на него восторженными глазами. Можно анализировать его с помощью теоретических подходов, описанных выше. Можно составить на основе этих текстов сборник баек и анекдотов, отправить его в воронежскую газету и прославиться. Офигенный результат, по-моему.