• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Экспедиция в Калужскую область: опыт и практики взаимодействия бизнеса и власти в регионе

С 26 сентября по 5 октября 2019 г. прошла третья студенческая экспедиция, организованная НУЛ исследований в области бизнес-коммуникаций. В 2017 и 2018 гг. экспедиции состоялись в Рязанскую и Свердловскую области.

Выбор Калужской области был не случаен. Во-первых. область является одним из немногих российских регионов, имеющих бюджетный профицит, что позволяет региону быть не только экономически состоятельным, но и создать собственное «экономическое чудо». Во-вторых, региону удалось создать новые принципы экономической деятельности, например, развитие профильных кластеров полного цикла. В-третьих, в регионе пытаются сохранить преемственность предпринимательских традиций, в частности, в изготовлении купеческих продуктов. Предполагается, что все собранные материалы лягут в основу создания «карты» взаимодействия бизнеса и власти на региональном уровне.

Ежедневный интернет-дневник экспедиции (некие путевые заметки) стал для ее участников не только ценным опытом изложения итогов включенного наблюдения, но и возможностью поделиться собственными впечатлениями об увиденном и услышанном. Но после завершения экспедиции пришел черед отдать дань другому жанру - обобщениям и сравнениям с предшествующим экспедиционным опытом.

Сразу хочется отметить (впрочем об этом на подведении итогов говорили все участники поездки), что экспедиция прошла успешно. Напряженная ежедневная работа (иногда по 9 часов  в день) принесла свои плоды. Был собран богатый полевой материал относительно разных аспектов и форматов взаимодействия бизнеса, различных ветвей власти и общественности по ключевым и актуальным вопросам развития города и области. Несмотря на то, что работа экспедиции ограничилась всего двумя городами (Калугой и Обнинском), на встречах с областными законодателями, министрами и ведущими специалистами областного правительства, руководством областной Торгово-промышленной палаты, регионального объединения работодателей "Союз промышленников и предпринимателей Калужской области" и "Опоры России" удалось получить представления о достижениях и проблемах социально-экономического и культурного развития области в целом.

Более "тонкие настройки диалога" (встречи с директорским корпусом крупных предприятий и представителями малого бизнеса) позволили не только уточнить полученную в региональных СМИ, на сайтах губернатора, Законодательного собрания областного правительства и в беседах с представителями бизнеса и власти информацию, но и "приземлить" вопросы взаимодействия бизнеса и власти до уровня реально работающих механизмов. Существенным вкладом в понимание бизнес-процессов в регионе стало развернутое интервью с областным омбудсменом А.Н. Колпаковым, играющем, судя по отзывам предпринимателей, активную роль в защите бизнеса и выстраивании его диалога с властью.

Будь то общее собрание членов РОР "СППКО", на которое участники экспедиции попали практически с поезда (то, что называется "с корабля на бал"), интервью с влиятельной в коридорах власти президентом Калужской областной ТПП В.И. Комиссаровой или беседа с молодым предпринимателем Д. Павловской, участники экспедиции работали слаженно, как одна команда, чтобы затем обменяться свои впечатлениями и мнениями. В частности, подтвердилось первое впечатление, что в Калужской области на сегодняшний день крупный бизнес объединяется не столько для решения системных проблем бизнеса, сколько для участия в «программах лояльности» и создания новых каналов и механизмов реализации своей продукции.

Зато вопреки опыту прошлых экспедиций, выяснилось, что сфера МСП в области курируется не одной бизнес-ассоциацией: деятельность в данном направлении осуществляется «Опорой России», региональной Торгово-промышленной палатой, Агентством развития бизнеса и Ассоциацией предпринимателей области. Впрочем, ситуация, при всех существующих проблемах, оказалась далекой от хрестоматийного случая с семью няньками и дитем без глаза. Например, Агентство развития бизнеса работает с контрольно-надзорными органами в части ускорения оформления необходимой предпринимателям документации, консультирует представителей МСП относительно получения государственной поддержки и проводит обучающие мероприятия по созданию бизнеса, ведет совместную работу с «Опорой России» по популяризации предпринимательской деятельности и привлечению молодежи в бизнес. В свою очередь, ключевая деятельность "Опоры России" разворачивается вокруг трех направлений: защиты интересов предпринимателей (особенно в рамках контрольно-надзорной деятельности), экспертизы законодательных актов (ОРВ) и развитии местного сообщества. Наконец, Ассоциация предпринимателей преследует задачи не только юридической поддержки бизнеса и отстаивания интересов «малышей», но и проведение крупных мероприятий, где спонсорами выступают участники объединения. В частности, Ассоциация создала карту лояльности, где каждый участник может предложить бонусную или скидочную систему, действующую в магазинах, кафе и ресторанах.

Конечно, в рамках заметки трудно "объять необъятное" (хочется поделиться всеми итогами работы), но нельзя не упомянуть, что в "трудовые будни" удалось разбавить культурным походом в Музейно-краеведческий центр "Палаты Коробовых", ставшие хранилищем исторических и культурных традиций региона, и в Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, в создании которого приняли участие С.П. Королев и Ю.А. Гагарин. Практически в экскурсию превратилось и посещение Агентства по развитию туризма, работающего с такими значимыми для региона туристическими объектами как Никола-Ленивец и Этномир. А если еще сюда добавить экскурсии на ряд ведущих предприятий Калуги и Обнинска, то можно смело говорить, что участникам экспедиции удалось не только много услышать, но не меньше и увидеть своими глазами.