• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Студенческие экспедиции "Открываем Россию заново"

Сведения о программе и требования к проведению экспедиций

Студенческие экспедиции "Открываем Россию заново"

Студенческая экспедиция – форма выездной образовательной деятельности учебно-исследовательской группы студентов, которые в полевых условиях под руководством преподавателей занимаются изучением различных аспектов жизни определенных регионов (территорий, поселений).

1. Формат экспедиций

Студенческая экспедиция представляет собой выезд группы студентов 12-15 человек под руководством не менее 2 преподавателей или научных сотрудников (как работающих в НИУ ВШЭ на основном месте работы, так и привлекаемых по договору) на 10-14 дней в один из регионов России.

Экспедиции могут быть как разовыми, так и продолжающимися (цепочки экспедиций, связанные общей рамкой или местом пребывания).

2. Руководство и состав экспедиций

В рамках экспедиции оптимально наличие трех руководящих/координирующих позиций:

1) Руководитель экспедиции – содержательно руководит экспедицией, несет ответственность за ее проведение, имеет право исключать участников в ходе экспедиции и т.д.

2) Заместитель руководителя экспедиции - способен временно выполнять все функции руководителя, является его дублером на случай непредвиденных и форс-мажорных обстоятельств, отлучек руководителя в поле и т.д. Обучается в ходе экспедиции навыкам руководства, что тем самым обеспечивает и непрерывную подготовку руководящих кадров экспедиций. Экспедиция, в которой есть только один преподаватель/руководитель – неприемлема, так как не учитывает возможные риски этого формата.

3) Менеджер – организует логистику экспедиции, включая оформление договоров, транспорт, размещение и проживание и т.д. Менеджеры экспедиции могут рекрутироваться из числа студентов профильного факультета.

В экспедицию могут дополнительно приглашаться тьюторы (не более 1-2) – специалисты, которые позволяют студентам освоить новые исследовательские практики и приемы. В экспедицию могут входить студенты одной или нескольких образовательных программ НИУ ВШЭ.

3. Содержание экспедиционной работы

Каждая экспедиция реализуется в соответствии с ее тематическим планом, который определяется ее руководителем. Тематический план учитывает возможность использования ресурса экспедиций для сбора студентами материалов по их курсовым и дипломным работам.

Экспедиции могут быть посвящены проектной работе по заказу региональных или муниципальных властей (например, стратегия развития культурных учреждений города), проведению научных исследований по определенным темам (например, изучение грамматического строя дагестанских языков), а также сочетать разные форматы работы (проектные и научно-исследовательские).

Экспедиция предусматривает следующие формы работы:

1) Полевые исследования – основная форма работы. Бывают самых разных типов – интервьюирование на улицах, в учреждениях и т.п.; работа в муниципальных учреждениях, архивах, музеях, редакции местной газеты и др. Определяется исходя из тематического плана экспедиции.

2) Вечернее подведение итогов (ежедневно).

3) Камеральные дни. В ходе экспедиции нужны несколько дней (обычно 2 дня – в середине и конце экспедиции), когда участники обрабатывают свои материалы, готовят финальную презентацию.

4) Лекция (приглашенных тьюторов, руководителей (установочные и методические)) и семинар (разбор с руководителем или тьютором собранных материалов).

5) Ознакомительные прогулки с экскурсией местных краеведов для знакомства с географией территории и историей места.

6) Медиа-сопровождение. Студенты-дизайнеры и журналисты, включенные в состав экспедиции, могут формировать медиа-группу, которая фотографирует, делает скетчи, готовит регулярные заметки размещения на информационных платформах экспедиции и т.д. Такие материалы могут быть затем включены в портфолио студентов.

7) Досуг. Ближе к концу экспедиции делается один выходной день с экскурсиями по достопримечательностям, праздничным ужином и другими формами отдыха. По вечерам возможны кинопросмотры и обсуждения фильмов (о данном городе, регионе, по тематике отдельных исследований и т.д.).

4. Результаты экспедиций

К результатам работы (отчетность по экспедиции) относятся:

1) Полевой дневник участника экспедиции (может засчитываться как отчет по практике).

2) Презентации отельных групп по направлению их работы/исследований, которые представляются в последний рабочий день экспедиции.

3) Финальные эссе (или взаимозаменяющие их формы отчетности: статьи, очерки, аналитические записки), подготовленные после завершения экспедиции.

4) Курсовые и выпускные квалификационные работы, написанные по итогам экспедиций.

5) Информационные и медиа-продукты, создаваемые в ходе экспедиции (журналистские тексты, лонг-риды, фотографии и т.д.) и по ее завершению (фильм об экспедиции и др.) – так может оцениваться, в частности, вклад студентов факультета коммуникаций, медиа и дизайна.

6) Паспорт территории (города, района, поселения), включающий его демографическую, экономическую, культурно-историческую и прочие составляющие. Паспорта территорий могут составить особую базу данных экспедиций университета.

Помимо индивидуальных результатов, каждая экспедиция вносит свой вклад в наполнение специального раздела на портале ВШЭ, куда транслируются впечатления, фотографии участников, аналитические материалы, презентации и т.п. Там же размещаются тематические планы экспедиции, регулярные новости о проведении экспедиции и финальные тексты.

Обсуждение наиболее важных результатов выносится на уровень региональных органов власти и общественных организаций.

5. Место и время проведения

Малый город представляется оптимальным местом проведения экспедиции. При выборе других мест (средние и крупные города), руководители экспедиций должны дополнительно обосновать выбор места.

Большая часть экспедиций проводится в летнее время (июль-август), небольшая часть экспедиций (в зависимости от задач и по согласованию с руководителями образовательных программ) может проводиться в течение учебного года.

 6. Безопасность

1) Все участники экспедиции в обязательном порядке страхуются на время экспедиции.

2) Инструктаж по технике безопасности (проводится руководителем на общем собрании, делается роспись в журнале о прохождении).

3) С точки зрения безопасности на месте проведения экспедиции целесообразно организовывать полевую работу студентов по группам (не менее 2-х человек в группе).

4) Перед началом экспедиции у руководителей и менеджера есть все контакты участников экспедиции – и наоборот.

7. Административная поддержка

Проведение экспедиции может быть обеспечено соответствующими документами и рекомендательными письмами (НИУ ВШЭ, полпреда в соответствующего федерального округа, губернатора) к главе муниципального образования. Местная администрация должна быть заранее проинформирована о прибытии экспедиции.

8. Предварительная рекогносцировка

Руководитель, заместитель руководителя и менеджер должны перед началом экспедиции совершают поездку на место (ряд мест) проведения планируемой экспедиции, встречаются с администрацией города/поселения, определяют логистику будущей экспедиции, включая договоренности о месте проживания, организации питания и т.д.