• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Этноконфессиональная идентичность Краснодарского края

10-23 июля 2017 года 13 студентов и два преподавателя из нескольких факультетов НИУ ВШЭ объединились в экспедиционную группу для изучения религий и этносов Краснодарского края.

Экспедиция «Этнические и конфессиональные факторы формирования идентичности жителей Краснодарского края» состоялась под руководством доцента Школы философии Людмилы Жуковой и профессора Школы философии Николая Шабурова.

Среди участников экспедиции были бакалавры и магистранты различных Школ: философии, культурологии, истории и медиа, и это вместе с опытностью руководителей проекта – как в организации подобных поездок, так и в научной работе над конкретными направлениями - помогло более полно ознакомиться с религиозным своеобразием Краснодарского края.

Религиоведческая экспедиция в Краснодарский край была задумана руководителями, как окно - и для студентов, и для них самих, - в мультикультурный регион с насыщенной духовной жизнью и сложным переплетением различных этносов.

 

«Своеобразие края определялось значимым присутствием в регионе казачества, что сказалось на формировании особой «кубанской» идентичности, а также заметным числом армян, ассирийцев, поляков и немцев», - цитата из программы экспедиции.

 

Таким образом, смыслообразующей идеей экспедиции являлась попытка исследования факторов, влияющих на формирование идентичности разных этноконфессиональных групп, проживающих в Краснодарском крае.  Иначе говоря, экспедиция предполагала не только проведение глубинных интервью, но и применение различных методов антропологического исследования.

 

С этой целью руководители экспедиции осуществили вместе со студентами полевые исследования среди представителей разных этнорелигиозных групп как в Краснодаре, так и в небольших населенных пунктах Краснодарского края – селе Урмия и городе Армавире.

Эти поселения были выбраны для посещения, конечно же, совершенно неслучайно. Урмия – место компактного проживания ассирийцев, и участникам экспедиции довелось побывать в местной школе и церкви, а также пообщаться с жителями села в неформальной обстановке.

Общение с ассирийцами предоставило богатый источник для работы по основной темы экспедиции – представители народа, исторически проживающего в ином месте, но частично обосновавшего в России и исповедующего особое течение христианства, - сложно было бы найти более интересный с точки зрения изучения вопросов идентичности кейс.

 

Участники экспедиции посетили также и ассирийскую церковь в Краснодаре, и более того –попали на праздник, сопровождавшийся застольем в церковном дворе.

Кроме ассирийской церкви Востока, в спектр полевой работы попали и другие христианские течения: православие, протестантизм (пятидесятники и адвентисты), католичество (беседа с армянским католическим священником), Армянская апостольская церковь. Следует отметить, что вопрос армянской идентичности, как и ассирийской, был поставлен заранее, и обсуждался и анализировался с особым вниманием.

Пожалуй, главное стремление, которое оформило экспедицию и задало ей тон, заключается в поставленной задаче охарактеризовать наблюдаемые явления в максимально возможной полноте.
Исследователи беседовали с респондентами и задавали вопросы о принадлежности к той или иной конфессии, стране, народу и – неизбежно – о взаимоотношения между различными группами, волею истории проживающих на одном месте. Интересно было сравнивать оценки и высказывания представителей разных религиозных и социальных групп о себе – и друг о друге.

Так, нам удалось организовать беседу с заместителем казачьего атамана, но и в то же время о казачестве участники экспедиции услышали много нового от собеседников, проживающих в Краснодаре, непосредственно с казачеством не связанных, но имевших некоторый опыт общения.

Студенты поделились на группы, и, следуя той же задаче полноты охвата картины религиозной жизни Краснодара, работали с разными религиозными группами: кришнаитами, буддистами, сестринскими организациями, уже упоминавшимися протестантскими общинами и пр. Отдельно стоит упомянуть бахаизм, который для многих студентов из группы было совершенно новым знанием, и беседу с местным главой славянского язычества.
Экспедиция позволила собрать ценный научный материал по исследованиям религиозных и национальных факторов идентичности Краснодара, а также проверить некоторые сформулированные на этапе подготовки исследования гипотезы.
Участники экспедиции приобрели навыки полевой работы, анализа собранного материала не только на опыте непосредственного взаимодействия с религиозными общинами, но и благодаря лекциям руководителей и регулярному обмену полученной информацией в ходе круглых столов.Но самым важным для студентов оказалась, наверное, возможность непосредственного проведения антропологического, религиоведческого исследования, опыта общения с представлениями различных религиозных и этнических групп - этот формат погружения в научную деятельность гораздо эффективнее обычных лекций и семинаров!
Не только и не столько эффективнее, но учит, как ни парадоксально, гораздо большему. Что мир человечества велик и потрясающе разнообразен, и его нельзя целиком осознать - можно только предпринять такую попытку; что исследователь (да и просто человек) всегда стоит перед необходимостью выбора из часто равно-привлекательных возможностей; что, наконец, на изучаемое явление всегда следует смотреть под разными углами зрения и не бояться – и уметь – менять перспективу.


Автор: Елизавета 
Шишлакова