• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Новости

По следам последних Романовых

В рамках проекта “Открываем Россию заново” группа студентов бакалавриата НИУ ВШЭ СПб  под руководством Жанны Владимировны Корминой, Николая Владимировича Ссорина-Чайкова и Доминика Мартина отправилась в Екатеринбург. Экспедиция, посвященная исследованиям памяти в городском ландшафте, была приурочена к так называемым “Царским дням”, мероприятиям, посвященным столетней годовщине расстрела царской семьи. Участники экспедиции посредством метода включенного наблюдения изучали различные версии памяти об этом событии, способы ее репрезентации, а также режимы включения различных городских публик и мест в разнообразные коммеморативные практики.

День 1. 11 июля

В первый день участники экспедиции начали знакомство с городским ландшафтом Екатеринбурга на обзорной экскурсии, которая была проведена научным сотрудником Свердловского областного краеведческого музея Екатериной Кушниренко.

Экскурсия началась на улице Восточная, где проходила граница городского поселения в начале XX века.Пространство города до восточной «границы» активно застраивалось конструктивистскими постройками в рамках проекта «Большой Свердловск». С середины 30-х годов начали появляться первые жилые дома (для конструктивистских проектов актуальнее всего была идея жилых комплексов – с больницами, детскими садами и магазинами). Участников экскурсии познакомили с некоторыми особенностями этих жилых комплексов: например, двухуровневые квартиры, называвшиеся «экспериментальные ячейки типа D» (маленькие окна на картинке – ванные, круглые окошки – душевые).

Начиная с 1934 г. конструктивизм попал под опалу:  планы архитектурной застройки, заложенные как конструктивистские, начали подстраивать под актуальный стиль – «из города конструктивизма – в монументальный сталинский ампир». Некоторые здания на «западной стороне» приобрели новый облик благодаря ампирным элементам, которые были добавлены позднее, например, здание Горсовета.

Конструктивистские дома, построенные для работников Обкомов, городского управления и работникам с большим стажем отличались особой комфортабельностью. Водопровод позволил встраивать душевые в пространство квартир, а в доме для работников Горсовета даже были ванные.

– «Но больше всего

мне понравилось это:

это белее лунного света,

удобней, чем земля обетованная,

это —

да что говорить об этом,

это —

ванная.»

Считается, что это стихотворение В.В. Маяковский написал под впечатлением от увиденных в Екатеринбурге жилых домов для работников обкома партии.

Первый день в Екатеринбурге можно описать строчками все того же стихотворения Маяковского: «Как будто пришёл к социализму в гости, от удовольствия — захватывает дых».

Кроме того, в этот день участники экспедиции познакомились со студентами-историками УрФУ, которые впоследствии вместе со студентами из Петербурга участвовали в некоторых мероприятиях экспедиции.

 

День 2. 12 июля

После краткого инструктажа по ведению полевых дневников от Жанны Корминой, студенты отправились в район Верх-Исетского завода. Там располагается местная православная община, занимающаяся восстановлением Собора Успения Пресвятой Богородицы.

Построенный в 1831 году, Собор был закрыт в ходе антирелигиозной кампании несмотря на сильное противодействие со стороны местной церковной общины (четверо членов которой были возведены в лик святых как новомученики). Здание было подвергнуто серьезной перестройке, в результате которой лишилось купола и колокольни, потеряв характерный облик храма. В 1940-х годах в нем был размещен хлебозавод.

После распада СССР здание было возвращено Русской Православной церкви, и долгое время оставалось заброшенным. В 2009 году начались работы по восстановлению его исторического облика, которые продолжаются по сей день. Община, занимающаяся его восстановлением, сталкивается с множеством трудностей, таких как бюрократическая волокита и недостаток средств (единственный источник финансирования для них это пожертвования прихожан). Несмотря на это, сообщество, численность которого составляет примерно 300 человек, уверенно следуют к достижению своей цели, и заражают своим энтузиастом других.

Именно целеустремленность и вера в свои силы были основной темой вступительной речи, с которой отец Евгений, глава общины, обратился к нам перед экскурсией по Храму и прилежащей территории (в комплекс входят около двадцати зданий, среди которых детский сад, библиотека, пекарня и т.д.). Во время экскурсии участники экспедиции наблюдали, как коммеморативные практики, связанные с историческим объектом, включают его в социокультурную жизнь города и образует новые инфраструктуры.

Помимо восстановления собора, община ведет активную благотворительную деятельность: помогает бездомным, детям-сиротам и другим нуждающимся. Эта община также является заметной фигурой в медиапространстве (издает журнал "Православный Вестник", ведет канал на YouTube, страницу в Instagram, а отец Евгений регулярно участвует в радиоэфирах и телепередачах).

После обеда в общинной трапезной и прогулки по району, участники направились в религиозный центр современного Екатеринбурга - Храм-На-Крови.

Здание было воздвигнуто на месте Ипатьевского Дома, в подвале которого была расстреляна царская семья. Место трагедии стало одним из ключевых для городских практик связанных с этой датой. Сейчас оно является причиной значительных изменений в ландшафте и семиосфере города. Так, например, отрезок улицы Толмачёва, на которой он расположен, переименовали в Царский - из-за некорректности  расположения храма, посвященного Николаю II и его семьи, на улице, названной в честь их убийцы.



День 3. 13 июля

День начался с лекции Николая Ссорина-Чайкова о некрополитике, которая имеет непосредственное отношение к одной из главных тем нашей экспедиции – гибели семьи Романовых и политика памяти по отношению к этому событию. После лекции участники поехали на Ганину Яму – одно из предполагаемых мест уничтожения царских останков. Экскурсию проводил дьякон мужского монастыря святых Царственных страстотерпцев Дмитрий, который рассказал, что место названо по имени владельца железных рудников Гавриила. Рабочие прозвали его Ганя, шахты же между собой называли ямами.

Комплекс монастыря состоит из семи зданий, соответственно количеству членов царской семьи. Дьякон Дмитрий начал повествование с вопроса о том, знают ли слушатели об особенности лика святости царской семьи. По его словам, страстотерпцы – это святые, которым удалось «перетерпеть» страсти, которые, в свою очередь являются испытаниями, посланными человеку. Несмотря на сложную как внешне-, так и внутриполитическую обстановку в стране, он не «озлобился», а «очень переживал за Россию, всех простил, и страсти его не сломали».

Дьякон Дмитрий был готов к обсуждению альтернативных версий событий с 16 на 17 июля 1918 года. Он отвечал на  различные вопросы, например, о теории ритуального убийства и масонского заговора. Это ещё раз доказало, что точка в этом вопросе не поставлена, особенно в церковной среде. Участники также поговорили с заведующим музея, расположенного на территории монастыря – Владимиром Анатольевичем Кузнецовым. Он рассказал немного о готовящейся экспозиции и поиске истины, несмотря на фальсификации, субъективные интерпретации и множество различных трактовок событий 1918 года.

В этот же день в Храме-Памятнике на Крови происходила встреча мощей преподобной мученицы Елисаветы Федоровны с участием патриарха. Это событие стало интересным исследовательским полем – на встрече присутствовали сестры милосердия, монахини и монахи, казаки и многие другие. Участники экспедиции уделили больше внимания не самому мероприятию, а людям, которые на него пришли. В этот день студенты взяли большое интервью у члена Стрелковой Императорской дивизии, который также провел экскурсию вокруг храма - по памятным местам Ипатьевского дома.

Заключительным мероприятием была лекция Николая Борисовича Неуймина – «Последний дворец последнего царя». Лектор очень трепетно относится к памяти о семье Романовых, он также  участвовал в поисках останков императора и его семьи. Он много говорил о жизни Романовых в заключении, о том, в каких условиях они находились в Ипатьевском доме, и как тяжело им было справляться с обстоятельствами. Его лекция была основана на выстраивании положительного образа царской семьи - страстотерпцев, которые вынесли незаслуженные страдания и сумели простить предательство народа.


День 4. 14 июля

День начался с семинара Доминика Мартина о постправде как категории антропологического анализа. Обсуждение строилось вокруг вопросов, заслуживает ли данная категория внимания, стоит ли говорить об "эпохе постправды" спустя несколько лет после появления термина. Значит ли приставка "пост-" феномен, идущий темпорально после "правды", или же  необходимо воспринимать её как средство легитимации самой правды в пространстве производства "постправды"?

Данная концепция оказалась полезной в отношении темы экспедиции: отсутствие единого мнения касательно вопроса об убийстве царской семьи создает возможность для вольных интерпретаций.

Поскольку участникам экспедиции выпала возможность поучаствовать в крестном ходе памяти расстрелянной царской семьи в качестве членов мобильных групп, оказывающих помощь паломникам, они вновь отправились в общину при Соборе Успения Пресвятой Богородицы. В общине были проведены молебен о крестном ходе и инструктаж для добровольцев. Участие в шествии очень важно для экспедиции, поскольку оно позволило увидеть изнутри одну из главных коммеморативных практик, связанных с расстрелом Николая II и его семьи.

Лекции в Ельцин-центре стали важной частью “Царских дней”, и, соответственно, экспедиции. В книжном магазине «Пиотровский» журналист Сергей Чапнин представлял свою новую книгу «Церковное возрождение. Итоги». Книга посвящена церкви, её деятельности в 90-е годы ХХ века и нынешнем состоянии. По его мнению, актуальной проблемой является поиск «русской» идентичности, «подлинной России», который производится с помощью православия и его нарастающего влияния. Для темы исследования очень интересен факт демонизации эпох, который можно рассмотреть на примере отношения к большевистской России и существовавшей ранее империи, а также личности самого монарха.

Вторая лекция в этот день была посвящена вопросу о причинах непризнания останков Царской семьи Русской православной церковью, которую провела журналистка Ксения Лученко. Она представила фактуру событий, связанных с останками царской семьи, начиная с 1998 года и до настоящего времени. Существует много версий о том, почему РПЦ до сих не признаёт найденные в конце ХХ века останки, подлинность которых была официально подтверждена  научным сообществом. Главным вопрос, который был задан – почему даже после канонизации святых останки имеют такое большое значение и вокруг них складывается особый дискурс? Благодаря этнографическому опыту и наблюдению за реакциями людей на представленную информацию, можно предположить, что различные варианты трактовки событий, а также образ императорской семьи и обстоятельства её гибели накладывают большой отпечаток на рефлексию и отношение людей к святым страстотерпцами их останкам.


День 5. 15 июля

Утро началось с экскурсии в Екатеринбургский краеведческий музей, которую провел Николай Борисович Неуймин – один из участников раскопок на месте захоронения останков царской семьи.

В музее студентов в первую очередь заинтересовал зал памяти Романовых, экспозиция, посвященная истории их убийства и позволяющая посетителям визуализировать это и другие, предшествующее ему, события. Содержательная организация постоянной выставки предлагает ознакомиться с множеством экспонатов: от ценностей эпохи правления Николая II до деталей интерьера дома Ипатьева.

Кроме того, Николай Борисович предложил не только рассмотреть 3D модель пространства Ипатьевского дома, снесенного в 1987 году, но и реконструировать последний путь царской семьи к расстрельной комнате.

После этого студенты направились в сторону Поросенкова Лога, считающегося альтернативным местом захоронения царской семьи. По словам Н. Б. Неуймина, на месте мемориала находится подлинное захоронение, поскольку останки не были извлечены из земли полностью. Направляясь к мемориалу со стороны Западного Кладбища, основанного на этом месте в конце 1950-х, участники экспедиции прошли по пути большевиков, стремившихся спрятать тела убитых. Благодаря информанту, студенты узнали об этом трагическом эпизоде и истории его расследования в подробностях, ранее нам неизвестных. Мемориал не финансируется государством и поддерживается исключительно силами неравнодушных людей. Так, например, студентам выпала возможность пообщаться с местным жителем, на протяжении многих лет ухаживающим за мемориалом. Поскольку Русская Православная Церковь не признает найденные останки, мемориал остается объектом множества споров в православной среде.

Во второй половине дня участники экспедиции посетили лекцию, проведенную в конференц-зале Храма-на-Крови Петром Валентиновичем Мультатули (правнуком расстрелянного с Романовыми повара Харитонова), автором книг о Николае II. В своем выступлении он призывал обратиться к образу святого царя и говорить о его святости вместо обсуждения его останков. В свою очередь, говоря об останках, Мультатули представляет противоположную мнению Неуймина точку зрения – найденные останки не принадлежат царской семье. Наиболее интересными были дебаты, развернувшиеся после окончания краткого введения в контекст новой книги автора. В формате лекции и ответов на вопросы слушателей Петр Валентинович рассуждал о смерти императора в терминах христоподражательного подвига, который предполагает отказ от сопротивления в пользу принятия мук, к которому Николай II пришел через осознание единственно верного пути мученичества. Поднимался и вопрос о различности понятий мученичества и страстотерпия в отношении царской семьи.

Лекцию посетило большое количество людей – около трехсот человек; многие из присутствующих задавали действительно интересные и серьезные вопросы. Не обошлось и без активной дискуссии, вопросов, оставленных без ответов, и актуализации событий столетней давности в контексте современной международной политики. Современный дискурс о событиях 1918 года и правлении Николая II Петр Валентинович Мультатули называет сатанинским и гипнотическим влиянием, а большевизм – радикальной формой либерализма. Спустя неделю с начала экспедиции для студентов становятся понятными основные тенденции работы памяти о событиях июля 1918 года в Екатеринбурге: противоречивые мнения в православном сообществе порождает вопрос о царебожниках и отождествлении подвига Николая II с подвигом Христа, в то время как версия ритуального убийства не теряет актуальности, более того, эта теория находит отклик среди неравнодушных к памяти о царской семье.

После лекции студенты посетили палаточный городок, поставленный для паломников недалеко от Храма-на-Крови. Рядом с ним расположен штаб казаков, с которыми  удалось поговорить об их роли в организации Крестного хода и Царских дней, а также об их деятельности в общем. Сам палаточный городок состоял из 20 больших палаток, камер хранения, палаток для волонтеров и полевой кухни. На момент нашего пребывания там (15 июля около 16.00) было зарегистрировано только 10 паломников, один из которых поделился своим опытом участия в Крестном ходе, о своей религиозной жизни и планах на будущее. Волонтеры оказались менее общительными – нам удалось поговорить лишь с девушкой из медицинского колледжа, которая добровольно решила помогать в организации комфортных условий для приезжих участников Крестного хода.


День 6. 16 июля

День Крестного хода начался с семинара Кати Русселе, которая также приехала в Екатеринбург, чтобы поучаствовать в «царских днях». Помимо обсуждения её статьи (“Constructing Moralities around the Tsarist Family”), студенты обменялись мнениями касательно стратегии поведения на крестном ходе, ведь чтобы собрать этнографический материал необходимо было предположить, когда, о чем и кого спрашивать, на что обращать своё внимание.

Далее часть студентов отправились на Международную православную выставку-ярмарку «От покаяния к воскресению России». Она стала еще одним примером сосуществования конкурирующих дискурсов в одном пространстве. Из наблюдений: 1) на выставке очень много тех, кто приехал далеко не в первый раз, соответственно культура «выставочной» деятельности для них ясна, а стратегии привлечения покупателей более удачные; 2) участники выставки адаптируют ассортимент товара под «царские дни», появляются фотографии семьи Романовых, соседствующие с иконами (обычными или в стразах), по словам участников, в этом году частота совершения «тематических покупок», безусловно, увеличилась; 3) участники выставки могут использовать пространство с целью продажи товаров, не связанных с православной тематикой (например, очки, одежда, сумки, лекарства), отвечая на вопрос о причине выбора этого места, они говорили об удобстве и «привычке». Одна из причин посещения ярмарки — на ней была представлена реконструкция расстрельной комнаты в Ипатьевском доме. Как было замечено, экспозиция не пользовалась популярностью, люди либо проходили мимо, либо только задерживали взгляд, но не в коем случае не фотографировались. Реконструкция, видимо, должна была служить развлекательной цели ярмарки, как и лекции-презентации от различных специалистов.

Другая часть студентов в этот день взяла интервью у художницы Веры Аверьяновой. Специально к “Царским дням” она привезла в Екатеринбург из Москвы серию своих работ, изображавших расстрел царской семьи и некоторые сцены из жизни семьи  Романовых до него. Разговор затронул не только причины выбора подобной темы и роли художника в репрезентации прошлого, но и области, общие для всей экспедиции: множественность сценариев, и, соответственно, способов визуализации событий 1918 года.

Крестный ход – кульминационное событие нашей экспедиции. В ночь с 16 на 17 июля участники экспедиции прошли вместе с крестоходцами 21 километр от Храма-памятника на Крови до Ганиной Ямы в качестве добровольцев службы милосердия. Служба милосердия занимается оказанием срочной помощью участникам крестного хода. Божественная литургия началась в 23:30, в 2:30 началось построение, соответственно номерам мобильных групп. В отличие от групп, которые шли в конце шествия, мобильные группы, в которых были студенты очень мало помогали людям, в начале движения шли более активные и сильные крестоходцы. Крестный ход представлялся  очень хорошим полем, но говорить с людьми оказалось сложнее, чем предполагалось ранее. Большинство были заняты молитвой, другие были погружены в себя. Практически сразу участники крестного хода начали молиться вслух, напевая Иисусову молитву. Однако, наблюдать за крестоходцами было тоже полезно и продуктивно. Происходило чередование мужского и женского пения, кто-то мог петь не в такт и сбиваться, подстраиваться под более удобный темп или тембр, но это чередование сохранялось. Знакомые люди, которые встречались во время пути, поздравляли друг друга с праздником. Больше всего удалось поговорить с сестрами милосердия и успенскими братьями внутри мобильных групп. Они были не так сильно сконцентрированы на безопасности и состоянии людей вокруг, как описывали на инструктаже, но возможно, так было только в начале колонны. Было заметно, что многие люди идут далеко не в первый раз, так как обсуждают то, как было в прошлый, легче или сложнее идти. Пожилые люди помогали друг другу, а чаще пытались справиться самостоятельно. При попытке оказать помощь чаще всего отказывались – это можно объяснить тем, что в их понимании (возможно), любая неприятность (больная нога, давление, головная боль) – это испытание, которое посылает им на пути Бог, и их задача добросовестно с ним справиться.

День 8. 18 июля

В этот день студенты посетили Невьянск, небольшой провинциальный город, обладающий при этом богатой историей и культурой.

Центр города образует архитектурный комплекс из Спасо-Преображенского собора, Невьянской башни и прилегающей к ним площади. Невьянская башня, по которой группе провели экскурсию сотрудники Невьянского краеведческого музея, благодаря своей технической уникальность и укорененности в жизнь города и его историю, стала его символом и главной достопримечательностью.

Башня была построена по указу Акинфия Демидова, основателя горнозаводской промышленности Урала и Сибири, после того, как его отцу, Никите Демидову, был пожалован дворянский титул. Род Демидовых и их деятельность имеет первостепенное значение в истории Урала, поскольку именно металлургическая промышленность во многом повлияла на формирование жизни региона. В связи с этим Невьянская башня, являющаяся фамильной башней Демидовых и свидетелем начала их возвышения и, соответственно, масштабного освоения Урала, оказывается важнейшим памятником, вбирающим в себя разнообразные нарративы региона и города в частности и страны в общем: например, судьба старообрядчества, составившего значительную часть населения Невьянска, судьба русского купечества, взаимоотношения человека и власти, представление о гениальном уме русских мастеровых.

Последний нарратив в особенности актуален для башни в связи с необычностью и инновационностью ее технического устройства. Во-первых, она знаменита тем, что ее нижние ярусы отклоняются от вертикали, в то время как верхние имеют обратный наклон. Эта особенность делает Невьянскую башню одним из уникальнейших мировых сооружений, отличающей ее как от обычных  башен, так и от падающих. Во вторых, многие техники, применявшиеся при строительстве башни, были инновационными и новаторскими для своего времени.

После посещения Невьянской башни студенты обошли вместе с гидом места, напрямую связанные с купеческим прошлым Невьянска, которое во многом формирует идентичность города. До революции Невьянск славился зажиточным купечеством, оставившим после себя множество деревянных особняков, до сих пор украшающих город и напоминающих о былом величии. За каждым подобным особняком скрывается множество историй, рассказывающих не только о судьбах конкретных семей, но и более масштабных нарративов.

Одним из подобных нарративов, проходящим нитью через различные архитектурные памятники города, является история старообрядчества. Гонимые царской властью, многие старообрядцы находили свое спасение на Урале, где их укрывали Демидовы, которые, согласно некоторым теориям, сами являлись староверами. Старообрядцы из-за своего образа жизни, который предполагает отказ от алкоголя и табака, были хорошими работниками, в связи с чем занимали у Демидова высокие должности. После прекращения гонения, старообрядцы, осевшие на Урале, начали стремительно накапливать капитал, и вскоре составили значительную часть местного купечества

Со старообрядчеством связана и другой важный символ города, а именно Невьянская икона - старообрядческая иконописная школа, одна из самых известных и примечательных. Группа также посетила Музей Невьянской иконы, при котором также находится мастерская и школа, в которой студентов обучают технике и особенностям Невьянского письма.


День 9. 19 июля

В конце экспедиции студентам была предоставлена возможность самостоятельно провести полевую работу и поработать над своими исследованиями. Некоторые участники экспедиции отправились в Православную службу милосердия, чтобы больше узнать о специфике её работы и поговорить с её организаторами и “Царских днях”. Студенты, занимавшиеся памятью в городском ландшафте и исследовавшие представления о расстреле царской семьи в художественной среде, взяли интервью у куратора выставки в музее наивного искусства, посвященной царской семье, Андрея Анатольевича Бобрихина. Интервью студенты с разрешения информантов записывали на диктофон, а также делали фотографии арт-объектов и художественных работ, чтобы потом, проанализировав, включить их в свой полевой дневник и исследование.

Стараясь задавать вопросы, сходные с заданными Вере Аверьяновой, они, тем не менее, получили от Андрея Анатольевича несколько другое изложение ситуации. Разговор, начавшийся с обсуждения картин наивного художника Михаила Антонова, затронул также противоречивую ситуацию, сложившуюся в 1990-х годах в отношении царских останков и расстрела царской семьи (1990-м годом датирована картина, изображающая сцену расстрела). Любопытными оказались и психологические предпосылки, которые Андрей Анатольевич видит причиной интереса к данной теме у многих художников: как страх за свою собственную семью, так и боязнь начала новой гражданской войны (в исторической науке считается, что после убийства царской семьи гражданская война развернулась в свою полную силу).


День 10. 20 июля

В этот день часть студентов провела с художником Сергеем Мочаловым -- он также представил тематическую выставку, посвященную Царским дням. Интересно, что, по признанию самого автора, на работы, связанные с расстрелом Царской семьи его вдохновило чувство несправедливости по отношению к царевнам -- несправедливости, в которой, по его словам, во многом был виноват сам Император.

После обширного интервью 85-летний художник провел студенткам экскурсию по своей мастерской и музыкальной студии, где продолжал отвечать на интересовавшие участниц экспедиции вопросы. Несмотря на то, что в разговоре  художник был далёк от тем, с которыми связано наше исследование, его оптика и точка зрения на интересующие интересующие участников экспедиции темы оказались ценным дополнением к уже собранному материалу.

Помимо этого, последний день экспедиции был посвящен написанию полевых дневников и подведению итогов. Полевые дневники составлялись на основе воспоминаний, записанных интервью, семинаров, отчетов-постов на странице в Facebook и вечерних обсуждений и подведений итогов каждого дня, которые проводились ежедневно за ужином. На основе полевых дневников в дальнейшем будет строится финальный отчет об экспедиции и исследования студентов.


Подготовлено: 
Даниилом Белобровцем, Ольгой Машинниковой,
Дарьей Москвиной, Анной Смирновой