• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Прошлое и настоящее Святого озера

С 1 по 16 июля проходила экспедиция Высшей Школы Экономики «Фольклорная традиция Святого Озера». Преподаватели и студенты побывали в Южском и Пестяковском районах Ивановской области.

Маршрут экспедиции проходил через Холуй и Палех, села, известные таким  народным промыслом, как лаковая миниатюра; через сёла, связанные с памятью о князе Дмитрии Пожарском, чьей вотчиной были эти края; через места организации народного ополчения 1612 г. В советские годы в этих краях добывали торф, заготавливали лес, а во время и после Великой отечественной войны здесь были лагеря для военнопленных из разных стран Европы. Таким образом, мы надеялись обнаружить не только фольклорную традицию, но и следы известных исторических событий.

В составе экспедиции были преподаватели Школы лингвистики и студенты разных образовательных программ – лингвистики, филологии, истории, культурологи, журналистики, медиакоммуникаций, востоковедения. Таким образом, наши интересы были разносторонни: от традиционной культуры и местного диалекта до истории народного ополчения 1612 г. и антифашистского движения времен второй мировой войны.

Основными задачами экспедиции были:

  1. описание и исследование локальной фольклорной традиции, которая до сих пор не была систематически описана этнологами, антропологами и фольклористами. При подготовке к экспедиции мы смогли найти лишь отдельные дореволюционные свидетельства о некоторых обрядах Южского района.
  2. сбор легенд и поверий о Святом озере, расположенном рядом с с. МугреевскимЮжского района. Предварительное обследование этих мест, проведенное студенткой П.А. Брюхачевой, показало, что в селах вокруг Святого Озера бытуют так называемые легенды о провалищах – разного типа нарративы, повествующие о провале под землю церкви или дома и образовании на этом месте озера с чудесными свойствами. Сюжеты такого типа встречаются в разных регионах России, наиболее известные из них – это круг легенд и поверий о святом граде Китеже.Однако легенды о Святом озере до сих пор не были зафиксированы, несмотря на то, что они, как показала экспедиция, отличаются богатым и необычным набором сюжетов.


Остановка первая. Палех, Мугреевский, Мугреево-Никольское, Мугреево-Дмитровское,Лукино, Талицы


Экспедиция отправилась из Москвы в Иваново, затем на автобусе мы проехали через с. Палех, где познакомились в местном музее с историей Палехского иконописного промысла и его преобразованием в искусство лаковой миниатюры, полюбовались иконописью и деревянными скульптурами Крестовоздвиженского собора. Затем мы прибыли в с.Мугреевский.

В Мугреевском мы работали с местным населением в течение 8 дней, с выездами в села Талицы, Мугреево-Никольское, Мугреево-Дмитриевское, деревню Лукино.

Особенность с. Мугреевского заключается в том, что это «свозной» поселок.

Основным экономическим предприятием здесь долгие годы являлась ОАО «Мугреевскоеторфопредприятие», куда съехались на работу жители преимущественно окрестных деревень, но также и соседних регионов.  Это не могло не отразиться на фольклорной традиции: обряды, связанные с сельскохозяйственным календарем, сохранились здесь меньше, чем в соседних селах, зато местные жители помнят сказки, охотно делятся легендами, поверьями, быличками, прибаутками, верят в колдунов, и в то же время любят песни и частушки. Интересно, что здесь, как и в соседних селах, сохранились древние элементы свадебного и похоронного обрядов.

Важное значение для с.Мугреевского имеет СвятоезерскаяИверская пустынь –действующий женский монастырь, который находится в центре села, на берегу озера.Монахини этого монастыря были чрезвычайно открыты к гостям, общительны и приветливы, рассказали немало интересного об истории Святого озера, самого монастыря, а также о традиционных народных обрядах, принятых в этих местах.

Каждое село, где мы работали, обладало богатой историей. Так, в селах Мугреево-Никольское и Мугреево-Дмитриевское, где, как полагают, когда-то лечился от ран князь Дмитрий Пожарский, куда пришли гонцы Кузьмы Минина просить князя возглавить ополчение, сохранились памятные места (бугры, поле, место дома) князя Пожарского, бытуют предания об ополчении, а также о кладах и разбойниках. В этих селах есть несколько храмов и местные жители с радостью расскажут современные легенды о чудесах, связанных с разрушением и воссозданием святынь. Экспедиционеры заходили в самый старый дом села Мугреево-Никольское, которому около 200 лет и который когда-то был дворницкой, общались со старожилами села.

Экспедиция побывала и в с. Талицы, где познакомилась с уникальным архивом и школьным музеем, собранным под руководством учителя В.Е. Сафронова. После Великой Отечественной в этом населенном пункте оказалось большое количество военнопленных. В архивах сохранились записи, согласно которым на кладбище в Талицах похоронено около 7 тысяч пленных: немцев, французов, австрийцев, румын и др.В послевоенное время в Талицах была открыта «Антифашистская школа», в которой пленные имели возможность переосмыслить события войны и изменить свои убеждения. Судя по сохранившимся в архиве многочисленным письмам, эта школа стала для большинства военнопленных не только источникам пропагандыантифашистских ценностей, но и возможностью общения с земляками, социального и морального восстановления. Некоторые пленные позже женились здесь на русских девушках и оставались жить в России.


Остановка вторая. Южа и Холуй

Затем экспедиция переместилась в административный центр Южского района Ивановской области, город Южу, где участники посетили Южский Дом ремесел и общались с жителями г. Южи. Стоит сразу отметить тот факт, что в городе информанты менее охотно вступали в общение, однако и здесь мы обнаружили богатую песенную традицию, актуальные (до сих пор соблюдаемые в городских условиях!) троицкие обряды наряжания березки, общей трапезы и плясок вокруг березки и купания с березой в озере Вазель.

В ходе экспедиции участники посетили Тихвинскую ярмарку в с. Холуй. Эта ярмарка в дореволюционные годы была одной из крупнейших в регионе. После перестройки она была возрождена, и вот уже 15 лет жители Южского района приезжают сюда закупать продукты, посуду, ткани, изделия различных промыслов, привозимые из соседних областей, а также послушать народные песни, принять участие в традиционных плясках с частушками, покататься на лодках по р.Тезе, попробовать разнообразные пироги, квасы, морсы. Участники экспедиции наблюдали, как проходит современный народный праздник, и посетили музей с.Холуя, где познакомились с традициями холуйской иконописи и живописи.


Остановка третья. Нижний Ландех

Последней остановкой экспедиции стало село Нижний Ландех. В нем мы провели 6 дней, изучая особенности местной традиции. Отличительной чертой архитектуры Нижнего Ландеха является монументальный храмовый комплекс из двух храмов (Св. Троицы и Рождества Богородицы, 18 в.) в центре села, с остатками великолепного резного позолоченного иконостаса в храме Святой Троицы. На данный момент комплекс заброшен. В 2005-2009 гг.в храмовом комплексе проводились работы по реконструкции, но были приостановлены за нехваткой финансирования. На окраине села есть кладбище и при нем небольшой храм Изнесения Честных Древ Животворящего Креста. С этим храмом связана жизнь и память двух местночтимых, пока не прославленных официальной церковью, недавно почивших святых– Анны, спасшей храм от разграбления в советские годы и почившей в 1958 г., и блаженного Андрея, ясновидца, почившего в 1908 г. В селе и окрестностях бытуют легенды об этих святых.

В Нижнем Ландехе местные жители смогли сохранить старинную песенную традицию. Хор при клубе, сложившийся 40 лет назад из пожилых доярок и их дочерей, до сих пор исполняет традиционные свадебные, частые лирические, плясовые, шуточные песни, которые были приняты в Нижнем Ландехе и окрестных селах и которые пели в свое время бабушки участниц. Экспедиции удалось записать многоголосое исполнение этих песен на видео- и аудиоаппаратуру.

Традиционная культура с. Нижний Ландех богата и разнообразна. Здесь сохранились и обрядовый фольклор, и песни, и легенды, и игры. Интересно, что в Нижнем Ландехе развита топонимика и ономастика: здесь бытует много местных топонимических названий и до сих пор принято давать односельчанам прозвища. Но наибольшее впечатление на студентов-участников экспедиции произвела демонологическая традиция. Нижний Ландех,как и село Мугреевский, стоит на болотистой местности, поэтому местные жители рассказывают о кикиморах на болотах и лешем в лесу, которые пугают и путают назадачливых путников. Здесь помнят о русалках в реке, а кроме того, верят в банника и домового.


Итоги

Экспедиция была очень интересна и плодотворна. Назовем ее основные итоги.

  1. Был записан обширный фольклорный материал, при этом были выявлены небольшие различия в обрядах и демонологии в Южском и Пестяковском районах (по разные берега р. Лух).
      • Традиционная культура этих мест оказалась достаточно богата. Помимо народных песен, отдельных сказок, множества легенд и преданий, мы записали обряды с хорошо сохранившимися традиционными и даже архаическими компонентами:
      • Календарный цикл: гадания и ряжение на Святках, «покойницкие» игры ряженых (в Нижнем Ландехе), колядки; Масленица с обрядовыми песнями, сжигание старых вещей, горшков с молоком; катание яиц на Пасху; Троица – срубание и обряжание березки, общий праздник в селе вокруг березки, каша и яичница на трапезе, традиция купать и топить березку в конце праздника, при чем все участники купались и тем самым открывался сезон купания в реках и др.
      • Свадебный обряд: до сих пор у местных жителей принято сватовство, помнятсятрадиционные приговоры, существует «сватня», а также обряд обряжания и дарения «красы». Краса -  это небольшая ёлочка, которую наряжали красными бумажными цветами или красными лентами. Она символизировала девичью невинность. Подруги невесты дарили ее жениху в первый день свадьбы, а на второй в Южском районе ее «теребили», как символ совершившегося брака. На второй день свадьбы было принято ряженье с брачной символикой.
      • Похоронный обряд: отличительной особенностью этих мест оказалась традиция давать «подорожную» - небольшой набор необходимого умершему «в дорогу» в иной мир. Обычно это были продукты, завернутые в новое белое полотенце. Подорожную во время похоронной процессии вручали первому встречному на перекрестке, ради благополучного перехода покойного в иной мир.
2. Были записаны разнообразные поверья, легенды, предания о Святом озере и его происхождении. Было выявлено несколько сюжетов о происхождении Святого озера, которые схематично, суммируя разные варианты, можно описать так:
  • озеро образовалось из колодца, который примерно в 13 в. был выкопан неизвестным святым старцем по имени Филарет. По словам монахинь, старец «выкопал на холме пещеру себе и выкопал колодец, с которого потом, собственно, озеро и разлилось». Сейчас приближаются последние времена, и озеро уменьшается, пересыхает. В конце концов оно сожмется в размер колодца.
  • озеро образовалось на месте провала церкви или монастыря. Люди в этой местности много ссорились, поэтому однажды церковь провалилась. Когда они пришли на службу, обнаружили, что церкви нет, а на ее месте озеро.
  • озеро образовалось на месте провалившейся церкви. Церковь провалилась за грехи монахинь монастыря.
  • было два монастыря, женский и мужской, и между ними – подземный ход на 40 км. Этот подземный ход обвалился и образовалось большое озеро.
  • версии о кладе, заложенном в затопленный подземный ход или в само озеро.
3. Не меньший интерес представляет история этих мест и обусловленные историческими событиями предания о разбойниках, кладах, топонимические предания, легенды о местночтимых святых.

За время экспедиции мы, представители разных факультетов и школ, очень подружились. Атмосфера в группе была теплой и открытой, поэтому было очень приятно и легко работать. Полученный в экспедиции опыт и новые знания оказались действительно ценны и важны, и не только с точки зрения изучения фольклора, но и с точки зрения изучение истории нашей страны, понимания современных реалий ее жизни, преемственности опыта, мудрости, культуры.