• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Между шариатом и российским правом

С 3 по 12 сентября в Ярославской области проходила экспедиция в рамках проекта «Открываем Россию заново». Экспедиция была организована факультетом права и прошла под руководством ассистента кафедры теории права Дениса Шедова, а со-руководителем выступила Мария Вятчина, научный сотрудник Казанского университета и докторант Университета Тарту (Эстония).

Остановка 1 из 2. Ярославль

Первый день – знакомство с Ярославлем – для всех, и знакомство с исламом – для большинства. Много прогулок по историческому центру тысячелетнего города, много вопросов о мусульманах, Стрелка в месте впадения Которосли в Волгу, еда в столовой и тысяча площадей. Первое знакомство со всеми участниками экспедиции (оказывается, у нас собралась не только мультидисциплинарная, но и всероссийская команда), масса впечатлений о дороге от вокзала с чемоданами, дешевое по московским меркам такси и обсуждение всех насущных вопросов о предстоящем исследовании.

- Для начала, почему мы приехали изучать мусульман именно в Ярославскую область?

- Во-первых, это близко от Москвы. Банально – да, но немаловажно в организации коротких вылазок для сбора качественных данных. Во-вторых, мечеть начала XX века, приход которой, судя по сайту, динамично развивается в XXI веке, история татарских мурз, которым еще в XVI веке Иван Грозный пожаловал земли вдоль Волги – это значит, ислам в этих краях сосуществует с православием уже почти пять столетий. И, наконец, Ярославль, как один из городов Золотого кольца, – типичный представитель «города церквей» (здесь соборы и правда повсюду!), а поэтому наблюдать сожительство конфессий в этой среде особенно интересно.

Второй день – первый выход в поле. Экскурсия по мечети, первые информанты и начало погружения в контекст. Оказывается, глубинные интервью еще как выматывают! Вечером семинар и обсуждение новостей, у всех много эмоций и много новой информации об исламе: начинаем знакомиться с культурой поближе и, кажется, понимать, что к чему.

Третий день – трое наших коллег во главе с куратором Денисом Шедовым отправляются на халяльное производство мяса в компании имама Тутаевской мечети. Оттуда они едут в Рыбинск, где прошла встреча с татарскими бабушками на поминальной молитвенной трапезе, и в Тутаев, бывший Романов-Борисоглебск, где кое-где еще сохранились надгробные камни татарских мурз.

Принимаем решение разделиться: часть команды снова едет в мечеть, а часть – на рынок искать новых информантов. После обеда все начали стекаться назад к мечети и вылавливать прихожан с полуденного намаза, обмениваться новостями и делиться впечатлениями. А вечером – уже ставший для нас привычным семинар в полном составе. Эмоциональный рассказ вернувшихся коллег о птицеферме и практике халяльного забоя птицы, обсуждение новых интервью и снова разговоры об исламе. Каждый день столько новых имен и новых историй!

Четвертый день – день экскурсий. Целый день прогулок по историческому центру и Ярославскому музею-заповеднику, который туристы по незнанию обзывают Ярославским Кремлем. Старые церкви, звонница с видом на город, медведица Маша и море тематических выставок. Вечером, когда основная масса культурного наследия города закрылась для посещений, почти половина нашей команды отправилась на рынок в поисках новых интервью (кажется, мы уже не можем жить без разговоров об исламе, даже в свой выходной!). А дальше ужин, семинар, подготовка к новому дню исследования и пятничному намазу.

Пятый день – долгожданный пятничный намаз (прим. коллективная молитва). Для большинства из нас это первое наблюдение коллективной молитвы и первая проповедь. Примерно в 11:50 мы собираемся у стен мечети, чтобы войти внутрь заранее и осмотреться. Здесь наша команда разделяется: женская половина группы (которая, по факту, составляет около 70%) с покрытыми головами направляется в женскую молельную комнату, мужская – идет через главный вход в основной зал мечети. Поскольку посещение мечети в пятничный намаз является обязательным для мужчин-мусульман, каждую пятницу мужской зал единственной в округе мечети переполнен. Поэтому чтобы уместить больше мусульман в стенах мечети, часть женской молельной комнаты занавешена плотной тканью, что разделяет женский зал на мужскую и женскую половины.

В 12:19 начнется коллективный намаз, но внутри уже очень людно, многие сами подходят к нам познакомиться и расспросить об исследовании, потому что уже все в мечети знают о студентах из Москвы. Женщины громко общаются, возятся с детьми, делятся новостями и время от времени отвлекаются на нас, чтобы разузнать, чем вызван наш интерес к исламу и ярославским мусульманам. Здесь, в женской части молельной комнаты, чувствуется, как свободно ощущают себя мусульманки в давно знакомом кругу. Разговоры умолкают только когда начинается молитва. Пока взрослые заняты, дети играют сами по себе, почти не привлекая к себе внимания родителей. За молитвой начинается проповедь, которую сегодня проводит не имам (прим. предводитель молитвы), а его заместитель. Во время проповеди в женском зале раза 4 звонил телефон, возились дети, а женщины тихо (по крайней мере, им так казалось) перешептывались о своем. Все-таки не просто так мусульмане говорят, что женщины отвлекают их от молитвы (поэтому, собственно, они и молятся по отдельности).

На шестой день запланированы интервью, расшифровки и рефлексия, которые выматывают не меньше работы с информантами, а ведь это еще и наш последний день в Ярославле и нужно успеть все и даже больше.

Для части нашей команды это утро начинается не с кофе: мы снова мчимся в мечеть как к себе домой, надеясь попасть на занятие в воскресной школе. А еще нельзя уехать без засвидетельствования воочию вида с тысячной купюры – ярославского храма Иоанна Предтечи.

День седьмой – последнее утро в Ярославле и отправление в Ростов Великий. Утром прощание с гостеприимным председателем Духовного управления мусульман Ярославской области, чаепитие с конфетами и вопросы, вопросы, вопросы. Но на этот раз не только наши, но и нам.

Остановка 2 из 2. Ростов Великий

Ростов стал открытием. 31 тысяча человек, фиксированная цена на такси (80 рублей) и полное отсутствие супермаркетов в центре. Хотя, конечно, центр – здесь понятие не такое растяжимое, как в Москве: под центром здесь понимают часть города, ограниченную тремя изогнутыми улицами и береговой линией огромного озера Неро. Нам обещали каких-то уникальных чудо-щук, которые водятся в Неро, но, как сказали в «Алеше Поповиче» (прим. наш любимый ресторанчик напротив Ростовского Кремля): «щука не клюет». И, если в историческом центре ощущается дух былого величия Ростова, то за его пределами лежит русская деревня, щедро разбавленная шедеврами рекламы малого бизнеса и заброшками.

Продолжение: день седьмой. Встреча с имамом местной молельной комнаты, новая гостиница, обед в чайхане и интенсивное погружение в новое поле. Зашли первые разговоры о профессиональном выгорании. Как бы забавно это ни звучало после 5 полноценных дней в поле, это заметно ощущалось всеми. Желания искать информантов и задавать вопросы уже не было, а потому, кроме небольшой компании из трех человек, все отправились исследовать Ростов, расшифровывать интервью и отдыхать. Сохранившие работоспособность коллеги остались проводить наблюдение на занятии арабского для взрослых, которое проводит имам молельной комнаты.

Вечером – вновь семинар. Начинаем медленно, но верно подводить итоги наших трудовых будней: завтра мы уже навряд ли возьмем много интервью. Разбираем полеты и учимся на своих ошибках прямо по ходу работы, хотя, разве ли не это одна из целей нашей поездки?

Восьмой день мы провели довольно тихо и гладко. Еще раз собрались в молельной комнате, встретились с заместителем мэра Ростова (а он тоже мусульманин), взяли несколько интервью у прихожан молельной комнаты и, конечно же, поисследовали Ростов.

Девятый день – ростовский кремль. Снова прогулки и экскурсии, много непринужденных фотографий, много смеха и много типично-русской красоты: церкви, фрески, церковное пение и яблочные сады.

Вечером вместо родного и привычного семинара мы пошли ужинать в уютное кафе, подводить итоги экспедиции, делиться впечатлениями и играть в игры. Становится понятно, что эти 9 дней перевернули всех нас с ног на голову. Каждый непременно что-то увезет с собой из этого путешествия: новые мысли, идеи для исследований, знакомства, навыки сбора данных или повод переосмыслить что-то в своей жизни; и каждый будет вспоминать эту экспедицию с теплотой. Мы действительно стали командой за столь недолгий срок: мы научились работать вместе, разделять обязанности, говорить и слушать, принимать чужую точку зрения и открываться новому знанию.

Десятый день – возращение домой. Здесь мы прощаемся. Сначала с имамом молельной комнаты, затем с Ростовом Великим и, наконец, друг с другом. Обещаем видеться в Москве (ну а как иначе), договариваемся собраться и рассказать об исследовании в мусульманском культурном центре «Дар» и фотографируемся на память: «Улыбайтесь, это для сайта».

Автор текста: Александра Левина