• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Новости

"Открываем Россию заново" в смоленском ШТАБе

1-7 июля экспедиция Вышки под руководством Елены Гудовой и Регины Решетеевой изучала гражданские инициативы города Смоленска. В ней приняли участие студенты Факультета социальных наук и Факультеты мировой экономики и мировой политики. Экспедиция была организована Лабораторией экономико-социологическихисследованийв рамках проекта "Открываем Россию заново". Одним из участников экспедиции стал аспирант и сотрудник Международной научно-учебной лаборатории институционального анализа экономических реформ Илья Васькин, выпускник Смоленского Государственного Университета и магистратуры НИУ ВШЭ в 2015 году. Основным исследовательским интересом Ильи является политэкономия развития Ирана, но в экспедиции он одновременно был и одним из участников, и ключевым "проводником" в поле. Своими мыслями и впечатлениями от подобной позиции и исследования родного города он делится в этом репортаже.

Откуда берётся социальный капитал и межличностное доверие? Как из действий отдельных людей возникают институты? Как работает экономика совместного пользования в региональных столицах? Эти и многие другие вопросы задали вектор экспедиции и основные фокусы исследования.

Изначально инициатива экспедиции исходила от Дениса Никитаса, куратора креативного пространства ШТАБ в Смоленске. Ещё зимой, как только был объявлен конкурс, он написал в Лабораторию с предложением приехать и посмотреть, как устроено гражданское общество в городе, аналогично проводимым ранее проектам Летней социологической практики. Совместная заявка была одобрена, были выбраны даты, а после отбора участников начались предварительная подготовка и занятия.

Мне экспедиция была интересна, с одной стороны, темой - я сам поддерживаю контакт с креативными пространствами города, общаюсь с гражданскими активистами. Например, в ноябре 2018 года я читал лекцию в дизайн-пространстве Среда про траектории поступления в престижные российские магистратуры. С другой стороны, для меня идея  "Открываем Россию заново" превратилась в "Открываем Смоленск заново". Прожив там 21 год до переезда по учебе в Москву, я привык смотреть на город изнутри, взглядом обывателя. Вышка дала мне новый понятийный аппарат и ряд современных теорий, которые наконец позволили увидеть его "снаружи". Одним из самых интересных опытов стало столкновение двух идентичностей, горожанина из Смоленска и исследователя из Москвы. Порой я воображал себе возможную жизненную развилку: если бы я не поступил в Вышку, то был бы не участником, а зрителем в Штабе на открытых мероприятиях экспедиции 3 и 5 июля.

Всего в городе есть четыре креативных пространства или близких к ним организации с пересекающейся аудиторией: Штаб, дизайн-пространство Среда, частная галерея dommolodezhi, кофейня Aeblehaven. Кроме того, осенью на базе Смоленского государственного университета открывается Точка кипения. Я старался активно участвовать в жизни города, и в 2012 году даже был одним из организаторов фестиваля живой музыки "Вперёд", но общался в основном с представителями Среды и Aeblehaven. Поэтому экспедиция переоткрыла город для меня и в плане представлений, и в новых связях и общении.

В течение недели участники экспедиции общались с городскими активистами, основателями местных креативных пространств, представителями бизнеса и власти. Кроме того, 3 июля Елена рассказала о социологии места и исследованиях городского пространства, а 5 июля мы выступили с коллективной презентацией предварительных результатов экспедиции. Своим небольшим коллективом мы подготовили почти десяток разных мини-проектов, от объяснения возникновения активизма на местном уровне и идентификации креативных пространств как третьих мест до конвертации культурного капитала в социальный.

Анастасия Шиловская показала, что Штаб и Аблехавен ориентированы на разную аудиторию. Они преследуют разные цели: посещение интересных событий и отдых, соответственно. Кроме того, у этих пространств разный репертуар событий, напрямую связанный с их целеполаганием.

Дарья Андреева анализировала организационную идентичность креативных пространств. Она пришла к выводу, что последняя существенным образом зависит от лидера, организационной истории и городского сообщества. Она также отмечает, что идентичность этих пространств только формируется, поскольку они возникли относительно недавно.

Моё исследование сфокусировалось на применение теории социальных порядков Норта, Уоллиса, Вайнгаста к креативным пространствам города. Предварительные результаты показали, что на переход от порядка ограниченного доступа к открытому может влиять накопление социального и культурного капитала внутри организации.

Исследование Майи Ким была посвящено тому как культурный капитал конвертируется в социальный: встречи в Штабе и Среде способствуют формированию новых горизонтальных связей, которые позже могут стать дружескими отношениями или помочь в профессиональной сфере.

Для Александры Шуваловой основной проблемой была роль и функции активистов в определении социальных проблем. Результатом её исследования стало определение того, что активисты играют значимую роль в её идентификации: легитимации и мобилизации действий. Из-за того, что образовывать людей трудно, они переключаются на самостоятельное решение проблем.

Елизавета Александрова задалась вопросом причин возникновения гражданских инициатив в городе в целом. Она пришла к выводу что они рождаются по причине личной необходимости, связанной с бездействием власти на местах. При этом проекты очень сильно завязаны на лидеров, и могут исчезнуть без них.

Надежда Жегалина исследовала социальное предпринимательство города. Она выявила, что немногие предприниматели города в принципе идентифицируют социальную направленность собственной деятельности, и для этого необходимы серьезный опыт и оборот бизнеса. С её точки зрения, социальное предпринимательство в городе только зарождается.

Мария Воробьёва решила сфокусироваться на культурно-досуговом пространстве Смоленска с точки зрения теории поля. Её исследование показало, что в городе сложились все, выделяемые Бурдьё, элементы:  акторы - художники, историки; инстанции посвящения; институты производства и воспроизводства; агенты, ответственные за "экономику культурных товаров".

Татьяна Покидова исследовала экономику совместного пользования. Она обнаружила, что основной формой обмена является онлайн, офлайн распространён гораздо меньше. Также она отмечает наличие аналога этой формы обмена: передача ненужных вещей на благотворительность.

Опыт экспедиции позволил мне немного лучше понять, почему Пьер Бурдьё разработал концепцию габитуса. Когда после длительного изучения и пребывания в совершенно другом социальном порядке, отличном от "родного", исследователь начинает пересматривать и остраннять свои основания, он получает шанс увидеть, что вполне конкретные структуры повседневности формируют разные паттерны поведения, в зависимости от сложившихся условий. Эту мысль, как мне кажется, нужно удержать и обдумывать дальше.

Ещё одним бонусом стало знакомство с большим количеством замечательных смолян, которых я до этого не встречал, живя в городе. Мы узнали, чем они живут и что считают важным для себя и для города, как создают свои проекты и с какими трудностями сталкиваются. И общение с ними вызывает искреннее восхищение, ведь именно они "вытаскивают себя за волосы из болота", несмотря ни на что.

Илья Васькин