Владивосток на карте мира. Первая экспедиция студентов факультета мировой экономики и мировой политики в Приморский край
С 26 октября по 2 ноября студенты факультета мировой экономики и мировой политики были в экспедиции во Владивостоке и изучали место города в Азиатско-Тихоокеанском регионе.
Экспедиция проходила на нашем факультете впервые. С одной стороны, это усложняет задачу. Если у тебя нет примера перед глазами, трудно понять, как лучше организовать поездку. С другой стороны, мы обращали внимание на все аспекты и детали: международную торговлю в городе, работу портов, восточное влияние в культуре, местный образ жизни, развитие экономики. Мы одинаково внимательно слушали как представителей бизнеса и ученых, так и таксистов.
1. Наша экспедиция
Тема нашей экспедиции – «Азиатско-тихоокеанская экономическая интеграция и роль международных транспортных коридоров. Свободный порт Владивосток: проблемы и возможные пути решения». Нашей целью было исследовать место Владивостока в Азиатско-Тихоокеанском регионе, международную торговлю, иностранные инвестиции и развитие порта как транзитного пункта в международных транспортных коридорах.
В течение месяца мы готовились к экспедиции. Преподаватели факультета провели для нас лекции перед поездкой. Илья Александрович Степанов рассказал об экономическом развитии Дальнего Востока и Свободного Порта Владивосток, Игорь Алексеевич Макаров – о развитии идеи поворота России на Восток, а Анастасия Борисовна Лихачева объяснила разницу в восприятии этой идеи в столице и на востоке. Мы также прошли онлайн-курс от Амстердамского университета по методам качественного исследования.
Мария Тарасенко, студентка ОП Экономика и политика в Азии, 2 курс:
Свободный Порт Владивосток – это особый экономический режим, который существует с 2015 года. Главной целью этого режима является предоставление налоговых и таможенных преференций для резидентов Свободного Порта, а также облегчение визового режима для иностранцев. Современный и быстрый переход границы позволяет развивать международную торговлю и не только увеличивать ВВП, но и повышать авторитет нашей страны на международной арене. Этот режим создан под покровительством Министерства по развитию Дальнего Востока и Арктики. Министерство и его подведомственные организации помогают резидентам Свободного порта привлекать инвестиции и осуществлять поиск сотрудников.
На исследование отводилось всего пять дней, поэтому организатор экспедиции, руководитель департамента зарубежного регионоведения Вера Владимировна Вишнякова, позаботилась о том, чтобы мы не сидели на месте. Вот как прошла наша неделя:
День 1. Ходили на экскурсию в Приморский музей имени В. К. Арсеньева. Познакомились с историей и культурой города. Оказалось, что торговля и производство во Владивостоке начали развиваться с момента его образования. В 19 веке в городе был один из лучших универмагов страны и 20 кирпичных заводов, процветал порт.
День 2. Посетили Владивостокский морской торговый порт, торговый отдел представительства Республики Корея и Генеральное Консульство Китайской Народной Республики. Выяснили, как развивается торговля в регионе, какую роль играют иностранные инвесторы и бизнесмены.
День 3. Были на встрече в Агентстве Дальнего Востока по привлечению инвестиций и поддержке экспорта, задали интересующие нас вопросы. Узнали, как на развитие округа смотрят власти и как они выстраивают взаимодействие с бизнесом. На круглом столе в Дальневосточном отделении РАН обсудили перспективы и проблемы развития Владивостока и его место в Азиатско-тихоокеанском регионе.
День 4. Целый день провели в дороге. На судостроительном комплексе «Звезда» увидели, как строят нефтяные танкеры и ледоколы, выяснили, как переваливают нефтепродукты в порте Находка и уголь в порте Восточный. У нас была замечательная возможность узнать о развитии портов, экспорте сырья и существующих проблемах из первых уст.
Игорь Башкиров, студент ОП Экономика и политика в Азии, 2 курс:
«День поездки в Находку и на завод «Звезда» был незабываемым. Я испытал гордость и грусть. Гордость, потому что увиденное на «Звезде» захватывает, начинаешь понимать, что человек может творить потрясающие вещи. Грусть за то, что мы увидели вокруг завода, по пути и в самой Находке. Маленькие лачуги, в которых с трудом сможет ютиться один человек, наполняют округу и создают депрессивную картину реальности».
День 5. В парах провели интервью с резидентами Свободного порта – предпринимателями, которые открыли свой бизнес в Приморье. Это был полноценный опыт качественного исследования – от нас зависело, будет ли информация полезной для нашей работы. К интервью надо подготовиться, узнать все о резиденте, составить список вопросов, а на встрече выстраивать диалог и выяснить нюансы.
Дарья Селиванова, студентка ОП Экономика и политика в Азии, 2 курс:
«Встречи с резидентами прошли спокойно и доброжелательно. Было видно, что они заинтересованы в диалоге с нами, готовы ответить на любые вопросы, даже сами что-то добавляли. Резиденты рассказали об особенностях ведения бизнеса в специальных экономических зонах, их различиях и «инсайдах». Познакомили с иной точкой зрения на проблему, рассказали о своем опыте работы с ведомствами и местной властью».
День завершился семинаром со студентами Дальневосточного федерального университета. На нем мы поделились впечатлениями о Владивостоке и экспедиции. Они, в свою очередь, рассказали нам о своей поездке в Северную Корею, самую закрытую страну мира. Оказывается, в городе Раджин тоже действует особый экономический режим, и студенты ДВФУ его исследовали. Чтобы попасть в КНДР, они преодолевали на поезде таможенную зону длиной в 5 км, и этот путь занял два часа, потому что на въезде и выезде таможенники строго проверяли не только вещи, но и цифровые носители. Например, существуют особые правила изображения памятников вождям, и фотографию с волом в городе удалили, так как она не соответствует желаемому имиджу страны. Оказывается, дети из Приморского края ездят в детский лагерь в Северной Корее «Сандовон».
День 6. Переполненные эмоциями полетели в Москву. Впереди много работы по анализу и редактированию полученной информации.
2. Наш Владивосток
Среди членов команды собрались люди из разных частей страны: север и юг европейской России, москвичи, сибиряки и даже одна студентка из Владивостока. Такой разброс повлиял на восприятие: мы по-разному смотрели на особенности города и замечали свои детали. Поэтому «коллективный Владивосток» получился таким:
- Владивосток очень домашний – к нему быстро привыкаешь.
- Город маленький, но богатая и исключительная история чувствуется с первых минут: здания, порты, праворульные машины.
- Владивосток – легкий город, он не давит высотками и толпой вечно бегущих людей, а мосты придают еще большей воздушности.
- Несмотря на почти московский трафик, жизнь в городе медленная и размеренная; кафе и магазины открываются поздно и закрываются рано.
- Попадаешь сюда и не знаешь: это азиатская Россия или русская Азия.
- По прибытии сюда осознаешь, что все стереотипы об обособленности этого региона – неправда. Владивосток – такой же российский город, но со своим уникальным колоритом и местной культурой.
- Владивосток оказался не похож ни на один город в России, в которых я была.
- Во Владивостоке создано сочетание природного и рукодельного – в изрезанные берега океана, бухты, бесконечные сопки вписаны новые мосты и дома, что делает город уникальным не только для России.
- Жители Владивостока приехали со всей страны. Благодаря сочетанию разных культур нашей страны они делают город по-настоящему душевным.
- Это солнечный город, здесь добрые и открытые люди.
Анастасия Колпакова, студентка ОП Экономика и политика в Азии, 2 курс:
«Здесь уже никто не задумывается о туристах и мигрантах из Восточной Азии. Еда, как они говорят, «приелась», а приезжие уже стали частью обыденной жизни, жизни с «инопланетянами под боком». Местные жители не совсем понимают приезжих гостей, но это и не нужно: они мирно сосуществуют, несмотря на различия».
«Большинство жителей Дальнего Востока не связаны глубокими корнями с этой землей – их родители или бабушки и дедушки переезжали на Дальний Восток в поисках лучшей жизни. С родными краями их разделяли тысячи километров, поэтому они «жили на чемоданах» в ожидании отъезда, которое порой длилось всю жизнь. У некоторых это чувство сохраняется по сей день».
3. Наши итоги
На возвращении в Москву наша экспедиция не заканчивается. Мы расшифровываем интервью, пишем аналитическую записку и готовимся к выступлению на конференции, на которой представим итоги работы. Но уже сейчас мы хотим поделиться некоторыми выводами и впечатлениями от экспедиции.
Клавдия Чернилевская, студентка ОП Мировая экономика, 4 курс:
«Владивосток и другие города Дальнего Востока берут на себя роль первопроходцев в интеграции России в АТР. Однако ограниченность внутреннего рынка ДВ и некоторые другие факторы (например, отношения центр-периферия между Москвой и ДВ) замедляют этот процесс и, чтобы внедриться в модели роста, характерные для стран АТР, нужно понимать и играть по сложившимся правилам азиатской специфики».
Дэниза Березовская, студентка ОП Экономика и политика в Азии, 2 курс:
«Если описать нашу экспедицию в двух словах, то это были бы «усталость» и «азарт». Экспедиция открыла для меня, человека весьма организованного, понятие «делать все на коленке», незабываемый опыт работы с людьми, проведения интервью и анализа данных. Это было непривычно, но очень познавательно. Надеюсь, эта поездка заложит традицию таких полевых исследований на нашем факультете».
студентка 2 курса магистратуры «Международные отношения: Европейские и Азиатские исследования»