• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Богу богово: политические установки православных верующих в Ельце, Задонске и Липецке

Как и многие экспедиции 2021 года, наша поездка в Липецкую область планировалась годом ранее. Однако пандемия Сovid-2019 спутала все карты. И даже когда ограничения на выездные исследования были сняты, мы понимали, что перед нами стоит нелегкая задача.

Елец. Вид на Церковь Архангела Михаила и Вознесенский собор

Елец. Вид на Церковь Архангела Михаила и Вознесенский собор

К заезжим гостям из столицы в нетуристическх регионах нередко относятся с любопытством и подозрением одновременно. А у нас еще и тема щепетильная – политические установки православных верующих. Мы прекрасно помнили, что в 2020 году Пасха пришлась на разгар пандемии, и для Церкви и прихожан это был сложный период. Государство обратилось к духовенству и мирянам с просьбой соблюдать предписания Роспотребнадзора, что было встречено небезропотно, хотя большинство приходов в итоге подчинились решению санитарной службы.

В общем дело непростое, но ехать надо, пока нам дали зеленый свет. Довольно оперативно собрав команду из студентов-новобранцев, с которыми ни один из нас, из «старших», не был знаком до поездки мы ранним июльским утром мы отправились на автовокзал Саларьево, чтобы добраться оттуда в город Елец. Дружеская атмосфера в команде сложилась сразу. Когда подошло время садиться в автобус одна из участниц экспедиции спросила: «А где же наши руководители?», на что мы слегка ошарашенно и не без приятного удивления ответили: «Так вот же!».

Исследователь не исследователь, если она/он не начинает погружаться в «поле», переступив порог своего дома. Уже на станции мы поговорили с одной девушкой, которая ехала к бабушке в Курскую область и узнали, чем сейчас живет глушковская молодежь. Затем во время поездки в автобусе мы начали рассматривать пассажиров. Вот пара 50+ с собачкой. Судя по одежде – московские. По всей видимости, едут на дальнюю дачу коротать последний месяц лета. Вот мужички, парни, пацаны. Слегка помятые и небритые, неизменно в кепках и спортивках с тремя полосками – все как положено. Быстро заняв свои места, они проваливаются в сон. «Вахтовики» – подумали мы. Наконец значительную долю мест в автобусе занимали трудовые мигранты из стран Центральной Азии. В те месяцы не только нам дали добро на работу и разъезды. По всей стране оживились стройки, в разгаре была сельхоз страда. Вслед за работой по стране перемещались крепкие руки южан.

Приехав в Елец, мы заселились в отель. Чтобы не терять времени, мы, разбившись на пары-тройки отправились на поиски первых респондентов и первых отказов. Большинство из участников экспедиции выбрались в «поле» в первый раз. Поэтому нам было важно, чтобы ребята из команды быстро освоились в роли интервьюеров, а успели осмотреть местность. Традиционные места скопления респондентов – это парки и лавочки у подъездов многоквартирников. Несмотря на то, что одну из наших мини-групп приняли за сектантов-агитаторов, нам удалось расспросить несколько человек. В целом на наш взгляд, для первого раза получилось здорово.

Интервью в Ельце

Со следующего дня к паркам и дворам добавились целевые локации – церкви и храмы. В Ельце их немало! На 100 тысяч жителей в городе есть 10 действующих храмов и 2 монастыря. И это не считая закрытые и полуразрушенные церкви. Собственно, это было одной из причин выезда именно сюда, в Елец.

Вскоре список респондентов стал пополняться прихожанами, у которых, как мы выяснили есть антагонисты, именуемые «захожанами» (от слова заходить; т.е. непостоянные прихожане, случайные посетители храмов). При этом некоторые из наших респондентов не только приходили на службы, но и помогали в храмах с уборкой, а одна из женщин была певчей. Пообщавшись с верующими, мы сами посетили несколько служб в разных храмах, а затем довольно быстро нашли контакт с местными священнослужителями и сотрудниками епархии, которые охотно и подолгу общались с нами, рассказывая о жизни церковных общин, хозяйственном устройстве приходов и общественной работе Церкви. Эти беседы существенно обогатили наше представление о картине мира елецкого духовенства и православного сообщества в целом.

По вечерам мы собирались вместе и обсуждали, что нового и интересного удалось увидеть и услышать за день. Впоследствии эта практика стала регулярной и очень помогала продвигать наше общее представление о предмете исследования, а также проводить небольшую работу над ошибками прямо по ходу экспедиции.

Наше освоение Ельца набирало обороты, благо город небольшой и уютный, что способствовало пешим прогулкам. Вскоре мы вышли к реке Большая Сосна и заречному району, который местные называли емко – «Засосна». Дни стояли жаркие, поэтому у реки нам открылось еще несколько точек для поиска респондентов –городская набережная и полудикие пляжи, на которые неизменно приходили отдохнуть утомленные солнцем ельчане.

Наконец, чуть в стороне от города на крутом склоне бугра располагается Знаменский женский монастырь. Место намоленное и ухоженное. Однако ввиду особенностей монастырской жизни нам, к сожалению, не удалось основательно пообщаться с послушницами и монахинями. Местных прихожан тут не так много. В основном на территории монастыря встречаются туристы из Липецка и различных регионов России.

Помимо опроса местных жителей, нам удалось приобщиться к культурной жизни Ельца. Нельзя не вспомнить посещение музейного двора Е.П. Крикунова, известного в городе общественного деятеля, создавшего 5 небольших музеев.

На этом мы простились с прекрасным Ельцом. Далее наш путь лежал Задонск, местечко, для которого монастыри практически являются градообразующими (в первую очередь – Рождество-Богородицкий монастырь). За пару дней пребывания в Задонске мы сроднились с этим городом и монастырем. Просыпались под колокольный звон, дышали благодатным воздухом, питались монастырской пищей. Нам удалось пообщаться с представителями монастыря, больше узнать о его истории и современном значении для Липецкой области.

Хотя Задонск совсем небольшой город, здесь тоже есть место для культурной жизни. Мы посетили музей прессы «Антресоль», который создал и содержит журналист А.В. Косякин. Экспозиция довольно необычная, в ней есть манекены, сделанные самим основателем музея и много исторически ценных экспонатов.

Последние дни экспедиции прошли в Липецке, который на контрасте с Ельцом и Задонском казался большим и шумным. Палитра респондентов в большом городе стала пестрее. Один из респондентов привел нас на встречу в молодежный православный центр «Экклезиаст», где регулярно проходят беседы с батюшкой. Также мы пообщались с ребятами, участвующими в жизни центра. Прежде нам доводилось разговаривать преимущественно с верующими старших поколений, а здесь в Липецке мы увидели православную молодежь, очень начитанную, думающую и активную.

Возвращение в Москву

Как это бывает, наша экспедиция внезапно для нас самих подошла к концу. Настало время возвращения в Москву. Мы покидали Липецкую область, преисполненными благодатью и мыслям о том, чем живут православные люди на российской земле.

 

Выражаем искреннюю благодарность за прием и содействие Елецкой епархии, отцу Александру и Евгению, Паломническому отделу Задонского монастыря.

При написании данного текста использовались полевые дневники Елизаветы Толстогузовой, Мансура Аглиева, Валерии Даниелян и Анастасии Фандубериной.