• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Жизнь вблизи заповедника

Прошлой осенью состоялась студенческая экспедиция Высшей Школы Экономики «Заповедники и научные станции Приморья: влияние на развитие территории». В рамках проекта «Открываем Россию заново» преподаватель кафедры местного самоуправления ДПУ ФСН НИУ ВШЭ Артемий Позаненко и аналитик проектно-учебной лаборатории муниципального управления Елизавета Солоненко вместе со студентами образовательных программ «Государственное и муниципальное управление», «Культурология» и «Городское планирование» посетили северо-восток Приморского края.

Жизнь вблизи заповедника

Елизавета Солоненко
В пути
Елизавета Солоненко

В центре внимания экспедиции был Сихотэ-Алинский государственный природный заповедник – крупнейшая особо охраняемая природная территория Приморья, знаменитая обитанием тигров в этих местах. Участники экспедиции работали в сёлах и посёлках Тернейского и Красноармейского районов, расположенных вблизи границ заповедника. Исследовательский интерес нашей поездки сфокусировался на двух аспектах. С одной стороны, это туристическая активность, связанная главным образом с посещением заповедника и привлекательностью нетронутой природы отдаленных территорий, а также потенциал развития здесь туристической инфраструктуры. С другой – влияние заповедника на местное население, плюсы и минусы близкого проживания с заповедником, отношение жителей к заповеднику.

Елизавета Солоненко

После длинного дня Москва — Владивосток нас ожидала шестнадцатичасовая дорога на шишиге до посёлка Терней, где мы осели на время экспедиции. По пути мы наблюдали горный ландшафт, туман, иней и красивые пейзажи Приморского края, которые сопровождали нас до наступления темноты. Наш дом располагался на сопке, и благодаря этому утром можно было наблюдать поселок как на ладони, а вдали виднелись река Серебрянка и одноимённая бухта. За время нашей поездки погода не подвела, поэтому на протяжении двух недель мы любовались горно-таёжными красотами, проезжая большие расстояния в ходе наших радиальных вылазок.

Всего в Тернее наша команда провела 4 дня. Здесь располагается администрация Сихотэ-Алинского заповедника, через которую проходит основной поток туристов. Учреждение активно занимается экотуризмом на специально отведенных территориях, сейчас для гостей ООПТ доступны 6 экотроп и морская прогулка на катере. Для удобства выбора тропы посетителям предоставляется информация о маршрутах, например, виды животных, которых они могут увидеть на тропе и продолжительность экскурсии. В настоящее время заповедник успешно реализует просветительскую функцию, но нацелена она скорее на местных детей и внешнюю аудиторию, мало затрагивая взрослое местное население. Подписчики в социальных сетях и туристы – в основном жители больших городов, местные же не проявляют высокой заинтересованности к деятельности учреждения. Среди них встречаются враждебно настроенные. Им не нравится, что заповедник ограничивает их в отдыхе на озере Благодатное и свободной охоте. Для жителей организуются мероприятия, например, День тигра, наиболее популярный среди детей, показы фильмов на природоохранную тематику и видео с фотоловушек заповедника.

Сихотэ-Алинский заповедник, экотропа «мыс Северный»
Екатерина Маслова

С каждым годом экологический туризм становится популярнее, и количество посетителей заповедника заметно растет. Однако этот вид отдыха в целом в Тернейском районе и его окрестностях носит сезонный характер, наиболее благоприятное время, чтобы приехать сюда – с мая по октябрь. Сотрудники заповедника видят потенциал в развитии этого направления, но, по их мнению, Терней не обладает достаточной инфраструктурой для привлечения туристов. Они стараются наладить коммуникацию с местными предпринимателями, чтобы сподвигнуть их на создание дополнительных мест проживания, общепита, а также на производство сувенирной продукции. Жители неактивно реагируют на подобные предложения. ЛЭП до Тернея не доходит – её заменяет дизельная электростанция. Высокая стоимость электроэнергии – одна из причин, тормозящая развитие бизнеса. Проведение ЛЭП возможно лишь вдоль дороги, которая проходит по территории заповедника. Попытки протянуть линию электропередач предпринимались, но в итоге проект не был реализован из-за бюрократических и финансовых проблем.

На вечерней рыбалке
Елизавета Солоненко

В Тернее присутствует гостинично-ресторанный бизнес, по мере возможного владельцы используют свои ресурсы для заработка, но насыщения в этом секторе местной экономики не отмечается. Основываясь на наших наблюдениях, нельзя проследить нехватку объектов размещения и общепита в посёлке. Из разговоров с местными владельцами «заведений туристического ночлега» стало известно, что даже в сезон гостиница и хостелы далеко не переполнены приезжающими, не говоря уже о периоде поздней осени и до весны. Размеренный и главное неоптимизированный сервис заведений общепита свидетельствует о дефиците потребительского спроса в этом сегменте в принципе, а не только во время туристического несезона. Нужно отметить, что предприниматели, косвенно использующие деятельность заповедника по привлечению туристов в своих целях, не видят в этом никакой заслуги природоохранного учреждения и не желают ассоциировать с ним свой бизнес.

В Тернейском районе крупными работодателями выступают сам заповедник и лесоперерабатывающее предприятие «Тернейлес». В первом работает много приезжих сотрудников, чья профессиональная деятельность так или иначе связана с наукой и изучением природы. Местные жители, в случае с заповедником, чаще всего работают в бухгалтерии, отделе кадров и охраны, однако основным работодателем для них все же остаются лесопромышленники. Не учитывая трудоустроенных в социальных учреждениях поселка, люди работают вахтовым методом – уезжают на заработки во Владивосток и другие крупные города. Помимо этого, люди занимаются охотой, рыбалкой, вылавливают краба, часто делая это нелегально, но без взаимосвязи с ограничениями заповедника. Добыча природных ресурсов используется для самообеспечения домохозяйств и служит средством дополнительного заработка; сбывают добычу кому-нибудь по соседству или туристам. В связи с тем, что существует недостаток рабочих мест, для некоторых семей крайне важно иметь добытые дичь, рыбу, морепродукты и дикоросы в рационе. Охота, рыбалка и собирательство воспринимаются местными жителями как привычный образ жизни.

Работа на неводе рыборазводного предприятия

Следующим посещённым селом была Малая Кема. За время нашего путешествия мы часто встречали лесные проплешины в Тернейском районе, но по дороге в село увидели их ближе всего. Одна из сопок заметно пострадала из-за вырубки и вывоза леса и ютила на себе поредевшую тайгу. Среди сосен и елей бросались в глаза многометровые волока, по которым стаскивают брёвна. Пройдёт время, и антропогенное влияние лесозаготовителей может привести к сползанию почвы в этом месте, разрушительным последствиям для экосистемы придорожной сопки. Довольно противоречиво воспринимается соседство ООПТ и лесопромышленных предприятий, но таков порядок вещей в этой местности.

Приспособленные под заборы аэродромные полосы
Елизавета Солоненко

Малая Кема стоит на морском побережье, здесь жители активнее занимаются рыбалкой. Недалеко от села проживают представители КМНС, которые составляют конкуренцию в добыче рыбы и краба, что очень возмущает местных жителей. По их мнению, малочисленные народы злоупотребляют своими льготами, в то время как обычных людей штрафуют даже за мелкие нарушения. Природопользование в Малой Кеме довольно популярно: соблазн подпитывает доступность ресурсов, животное разнообразие, контроль, который «…кто захочет, всегда сможет обойти…». Цены на продукты питания в магазинах высокие, что также наталкивает людей на мысль заработать в тайге или в море, сэкономить на добыче мяса и морепродуктов. Зарабатывать на природных ресурсах возможно не только путём их добычи, но и становясь своего рода управленцами этого процесса. Так, мы встретили в селе одного жителя, который, как нам показалось, занимает монопольную позицию в своем бизнесе. Он организует туристическую охоту и рыбалку для приезжих, обычно это люди из Владивостока, но также среди своих клиентов отметил японцев (особенно уважают краба волосатика) и китайцев. Сейчас он активно занимается обустройством мини гостиницы на своем участке. Ему, как и некоторым другим жителям Малой Кемы, помогает зарабатывать продажа морепродуктов в сыром, замороженном и копчёном виде.

Дом начала 20-х годов, Малая Кема
Екатерина Васильева

Посёлок Пластун встретил нас более развитой инфраструктурой и стабильным интернет-соединением, но, к сожалению, практически отсутствием полезной информации. Здесь располагается широко известный «Тернейлес», который дает наибольшее количество рабочих мест местным жителям. Они не чувствуют на себе влияние заповедника, он ассоциируется у них с Тернеем. По мнению некоторых ООПТ и вовсе находится от них далеко, а Пластун не имеет к ней никакого отношения. Более близкое знакомство с природой проходило во время поездки в тайгу. Мы уезжали затемно, и постепенно с рассветом нас окутывал хвойный лес, морозное утро с инеем вдоль узких горных дорог мелькало в окнах. Мы приехали к подножию горы, возле которой находится тёплый источник с радоновой водой и зимовьё. Погода была солнечная и практически не ощущалось ветра, поэтому нам выпала замечательная возможность искупаться в источнике.

Преодолели курумник по пути в гору Курортная
Елизавета Солоненко

По приезде мы решили разведать путь и дошли до хребта. Восхождение на самую вершину планировалось на завтра, однако планы изменились, когда вечером неподалёку от места нашей стоянки мы встретили охотника-промысловика. Он пригласил нас в гости в зимовье, где за беседой мы провели вечер. Полосы монтажной пены по углам избушки символизировали её вторую жизнь: она была и распилена, и растащена предыдущими хозяевами, не желавшими, чтобы после их ухода зимовьё доставалось кому-либо ещё. Зимовьё открыто в любое время, и помимо охотника оно активно используется туристами. Здесь они могут остановиться на ночлег, переждать непогоду, согреть воду и пообедать. Внутри мы обнаружили много записных книжек, в которых приезжающие оставляют различные послания следующим гостям, обязательно указывая дату своего посещения, а иногда и имена с номерами. Когда-то зимовье топилось по-чёрному, но теперь здесь установлена охотником самодельная печь. По его словам, он соорудил её не только для себя, но и для удобства туристов: уезжая домой, он оставляет в избушке для них дрова на растопку. Хозяин зимовья совершенно не против присутствия посторонних у себя, иногда даже берет малознакомых людей с собой в тайгу, что довольно необычно.

Вечер в охотничьем зимовье
Елизавета Кузнецова

На следующий день часть группы отправилась с ним на объезд капканов, в то время как другие ушли гулять по лесу, исследовать природу. Мужчина уже много лет охотится в этом месте. Мы объехали несколько капканов, но ни на одной из остановок добычи не было, кроме скелета самца кабарги, обглоданного неизвестным хищником. Отсутствие улова в этот день не расстроило охотника, «…удача раз на раз не приходится…». Мы заметили, что за время общения в его словах не прослеживались свойственные многим охотникам любовь и бережное отношение к диким животным, в основном его интерес питает возможность хорошо заработать в тайге. 

Где бы мы ни были часто слышали о достопримечательности Тернейского района – Большом Амгинском водопаде или его второе более распространенное название – Черный Шаман. Ехать до него далеко и непросто, нужен мощный транспорт, по необходимости местные жители возят сюда туристов. Найти их не составит труда, потому что люди часто подрабатывают этим в сезон, стоит только поинтересоваться у соседей к кому обратиться. Дорога к водопаду оказалась очень крутой, пришлось спускаться по веревкам, которые были привязаны к растущим на склоне деревьям, корни некоторых из них виднелись вне песчаной почвы. После мы двигались вдоль горной реки, которая извивалась в окружении скал из тёмной породы. Когда мы наконец добрались до нашей цели, долгое время созерцать красоту Чёрного шамана не представлялось возможным, потому что темнело, и нам следовало скорее возвращаться в машину. Но нескольких минут было достаточно, чтобы запечатлеть это великолепие природы в своей памяти.

Водопад Черный Шаман
Диана Царькова

Последним значимым и обязательным к посещению населенным пунктом для нас было село Мельничное Красноармейского района. Оно интересно тем, что расположено между двух ООПТ: Сихотэ-Алинским заповедником и национальным парком «Удэгейская легенда». В населённом пункте мы наблюдали большое количество пустых домов, которые как оказалось оставили местные жители из-за наводнения в 2016 году, предыдущий подобный случай был в 1989. Из-за этого некоторые объекты инфраструктуры расположены на сопках, например, школа. Здесь во время последнего стихийного бедствия спасались все жители села. Проживание рядом с ООПТ влияет на местное население в вовлечении в рекреационные мероприятия. Школьники посещают экскурсии, которые предоставляют заповедник и национальный парк, активно участвуют в организуемых ими конкурсах. Они также принимают участие в проектах, которые предлагает «Тернейлес»: по дороге в Мельничное можно увидеть постеры с детскими рисунками, большинство которых подготовлены учениками села. В Мельничном занимаются сбором кедровой шишки, пожалуй, это наиболее яркий момент, который можно отметить в интервью с информантами. Помимо местных жителей активно собирают кедр приезжие, в лесу работают целые бригады. Процесс сбыта отлажен до автоматизма благодаря одному предпринимателю в селе, который к тому же занимается охотхозяйством. Он же поставляет всем проживающим здесь людям дрова. В какой-то степени можно сказать, что на этом человеке держится поселение, и в его руках сосредоточена неформальная власть.

До населенных пунктов можно добраться в основном по грунтовым, в том числе лесовозным, дорогам, которые поддерживает «Тернейлес». Единственная здесь асфальтированная региональная дорога заканчивается вскоре за Тернеем. Хочется отметить, что качество последней уступает просёлочным, но активно ремонтом разрушенных участков никто не занимается.

Малая Кема
Елизавета Солоненко

Вопреки многим на первый взгляд неудобствам, таким как высокие цены на электроэнергию и продукты питания, отдаленность медицинской помощи, труднопреодолимой для легкового транспорта дороги, местное население занимается хозяйственной деятельностью в повседневных для них условиях жизни. Не последнее место в обеспечении домохозяйств занимает и природопользование, которое чаще всего является неформальным. Отношения многих жителей этой местности с природой сложились уже в рамках сосуществования с ООПТ, поэтому её присутствие для них практически незаметно.

За короткий период времени мы попытались понять, как живут некоторые населённые пункты Приморского края. Когда природа подала первые признаки наступающей зимы, время экспедиции подошло к концу. Наше увлекательное путешествие завершилось долгой дорогой домой и приятными впечатлениями, подаренными красотами Приморья.

Елизавета Солоненко

Автор - Вероника Гришина