Определены победители конкурса постпродакшен
6 проектов по итогам экспедиций 2022-2023 гг получат финансирование на реализацию продуктов по материалам исследовательских экспедиций программы «Открываем Россию заново».
В течение года будет реализовано 6 проектов, которые были поддержаны экспертами и получили финансирвоание в рамках конкурса постпродакшена.
1. Чукотский язык и популярная лингвистика. Издание научно-популярной книги
Руководитель проекта: Зибер Инна Арнольдовна, заведующая Лабораторией социогуманитарных исследований Севера и Арктики факультета гуманитарных наук, доцент школы лингвистики факультета гуманитарных наук.
Мы хотим выпустить научно-популярную книгу о чукотском языке и чукотской культуре для подростков старше 12 лет и взрослых. Наш ориентир – книга «Почему языки такие разные» В.А. Плунгяна, которая заинтересовала лингвистикой наших сегодняшних студентов и коллег. Книга будет состоять из небольших глав, посвящённых особенностям чукотского языка. Мы будем писать простым языком и сравнивать чукотский с русским, английским и другими языками мира, чтобы показать, насколько чукотский необыкновенный. Дополним материал фотографиями из экспедиций и антропологическими заметками о традиционной культуре чукчей.
2. Разработка игрового модуля для старшеклассников «Образовательные стратегии» на основе результатов экспедиции «Профессиональные траектории молодежи Камчатки»
Руководитель проекта: Сапрыкина Дарья Игоревна, руководитель экспедиции, эксперт лаборатории медиакоммуникаций в образовании факультета креативных индустрий.
Различные практики выбора образовательного пути, которые были описаны нами в рамках экспедиции на Камчатку в сентябре 2023 года, будут использованы для разработки игрового модуля - набора материалов для проведения симуляционной игры с распечатанными картинками. Цель игры — показать, как различные внешние и внутренние факторы влияют на выбор образовательной стратегии. В результате, школьники смогут перенести игровой опыт в плоскость реальной жизни, где им предстоит сделать аналогичный выбор. Через игру вырабатывается определенные стратегии поведения, формируется более углубленное понимание своих возможностей, появляется возможность отрефлексировать на тему собственного будущего, что может помочь избежать принятия решения, противоречащего их настоящим желаниям и целям.
Кроме того, игра повысит осведомленность школьников о возможных профессиональных и образовательных стратегиях, расширит их кругозор на эту тему и даст большую вариативность в принятии решения насчет будущей жизни.
3.Обработка результатов экспедиции «Христианские древности Карачаево-Черкесии: шестая археологическая экспедиция» и создание 3-D модели
Руководитель проекта: Виноградов Андрей Юрьевич, руководитель экспедиции, руководитель проекта РФФИ по созданию электронной базы данных пещерных церквей Крыма и проектов по созданию просопографии Древней Руси (НИУ ВШЭ).
Экспедиция «Христианские древности Карачаево-Черкесии» проводится с 2018 г совместно с Институтом археологии РАН. В 2023 г. был собран важный археологический и архитектурный материал на Среднем Зеленчукском храме Х в. В ходе проекта будут подготовлены материалы для археологического отчета и создана высокоточная 3D-модель Среднего Зеленчукского храма Хв., с учетом раскопок 2023 г, материалы будут размещены на сайте проекта https://alania.hse.ru/models
4. Издание доклада «Дальневосточный фронтир: роль образования в социально-экономическом развитии территорий»
Руководитель проекта: Терентьев Евгений Андреевич, директор Института образования.
Проект подразумевает подготовку и издание аналитического доклада, аккумулирующего данные и ключевые результаты экспедиций Института образования НИУ ВШЭ в регионы Дальнего Востока, реализованных в рамках программы «Открываем Россию заново» в 2021-2023 годах. Направления экспедиций охватывают следующие регионы: Хабаровский край, Камчатский край, Забайкальский край, Приморский край, Еврейская автономная область, республика Бурятия, Иркутская область.
Ключевой фокус доклада связан с изучением потенциала образования для снижения миграционного оттока молодежи с территорий Дальнего Востока и формирования точек притяжения для молодежи. Экспедиции охватили разные уровни образования (от общего до высшего) и были посвящены изучению специфики региональных образовательных экосистем и их роли в социально-экономическом и культурном развитии макрорегиона – Дальневосточного фронтира.
5. Издание книги по результатам экспедиции «Мы рядом. Истории и лица инклюзивных проектов для взрослых в Санкт-Петербурге и Ленинградской области»
Руководитель проекта: Тулушева Елена Сергеевна, руководитель экспедиции, доцент школы филологических наук.
Иллюстрированная книга в жанре нон-фикшн из текстов участников экспедиции. Во время поездки команда посетила городские и деревенские инклюзивные проекты, студенты общались с подопечными фондов, участвовали в мастерских и общих мероприятиях, смотрели спектакли, поставленные нормоотличными людьми, сами устраивали досуговые мероприятия. Студенты написали несколько текстов в жанре автофикшн, травелог, новелла. Отдельным направлением работы были интервью с сотрудниками фондов для создания галереи судеб тех, кто попал в проект и остался в нем работать, были созданы тексты в формате интервью, социальный рассказ, биографический очерк. В книгу планируется поместить фотографии сотрудников и подопечных, фотографии мастерских и творческих занятий, а также авторские иллюстрации студентов.
6. Фотовыставка по результатам экспедиций Института образования
Руководитель проекта: Серёгин Константин Сергеевич, заведующий Лабораторией управления школой Института образования НИУ ВШЭ.
Фотовыставка по итогам научно-исследовательских экспедиций «Модели старшей школы в России: кейсы Северо-Западного ФО» и «Роль вузов Восточной Сибири в формировании траекторий студентов и студенческой успешности» станет художественным отражением результатов проведенных исследований в различных регионах России, включая Санкт-Петербург, Ленинградскую область, Калининград, о. Ольхон, Иркутскую область и Улан-Удэ.
Проект имеет важное значение для аудитории Института образования (исследователей образования, педагогов, управленцев в сфере образования различного уровня), поскольку позволяет представить уникальный визуальный этнографический материал из школ с разным культурным, социо–экономическим, географическим контекстом. Выставка позволит привлечь внимание к разнообразию решений в сфере школьного образования, различным моделям школ, и вариативности образовательного опыта обучающихся.